Недружественные страны в рамках санкционного воздействия на экономику России запретили экспорт товаров западных производителей, включенных в санкционные списки.
Таким образом, отечественные предприниматели столкнулись с проблемой нарушения наработанных цепей поставок и необходимостью поиска новых поставщиков. Однако некоторые категории товаров входят в список критического импорта, без которых дальнейшее функционирование экономики, обеспечение комфорта, безопасности и даже жизнедеятельности граждан России становится весьма затруднительным. Среди такой продукции лекарства, высокотехнологичные товары – чипы, печатные платы, полупроводники и т.д., а также машины и оборудование, станки и запчасти к ним, автомобили.
Таким образом, суть проблемы состоит в том, что для российской экономики весьма затруднительно в короткий промежуток времени перестроить вектор сотрудничества и организовать новые цепи поставок, чтобы удовлетворить потребности граждан и бизнеса, поэтому наиболее простой способ на начальном этапе – это нивелировать санкционные меры путем организации поставок необходимой продукции в обход запретов недружественных стран.
На пути реализации вышеуказанной цели стоит закон, так как использование охраняемых товарных знаков осуществляется только с согласия правообладателя. Суть в том, что ввоз в Россию, оборот и иные действия с продукцией зарегистрированных брендов осуществляется только с согласия их владельцев. Таким образом, несложно определить, что разрешение на вышеперечисленные действия в текущей политической обстановке получить нереально.
В связи с этим Минпромторг разработал перечень тех товарных знаков, в отношении которых не распространяется требование по охране прав интеллектуальной собственности. В деловой среде он более популярен как список параллельного импорта.
Суть этого термина раскрывается в международном способе исчерпания интеллектуального права: в момент первой покупки у официального производителя или дистрибьютора. Впоследствии любое использование продукции охраняемых брендов уже не требует разрешения от правообладателя. Откровенно говоря, в данной мере не было придумано ничего нового: такая модель давно существует в Китае, поэтому Россия просто переняла полезный опыт.
Слово «параллельный» в данном случае характеризует сам механизм применения, который, в частности, достаточно простой – это ответвление каналов поставок от производителя: есть официальный дистрибьютор, а есть мультибрендовый поставщик, который параллельно закупает продукцию у производителя и реализует ее так же, как и официал.
Пример – это магазин Спортмастер, где можно встретить фирмы Adidas, Puma, Nike, и т.д., но также есть (вернее были) и отдельные магазины этих брендов. Однако это не означает, что Спортмастер распространяет контрафакт, это та же продукция, только теперь она закупается не у официального дилера в России, а у посредника в любой дружественной стране. Импорт контрафакта по-прежнему жестко отслеживается, а сам по себе список параллельного импорта не освобождает от ответственности при обороте фальсифицированной продукции.
Несмотря на то, что механизм параллельного импорта легализован, закон в этой части весьма неоднозначен и постоянно корректируется. Так, например, Минпромторг уже исключил некоторые бренды из перечня и добавил другие в последней его редакции, что является существенным риском для предпринимателей, которые уже пополнили запасы продукции определенных брендов. В связи с этим изменением законодательства существует риск не получить разрешение от правообладателя, и тогда всю товарную партию придется утилизировать и нести колоссальные убытки.
Легализация параллельного импорта в первую очередь соотносится с законодательством России, в частности с подпунктом 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса, однако она не затрагивает право ЕАЭС.
Таким образом, Таможенный кодекс предусматривает применение мер нетарифного регулирования, среди которых и контроль соблюдения прав интеллектуальной собственности. Как правило, данная форма таможенного контроля реализуется в части списка брендов, включенных в специализированный реестр (ТРОИС), фактически – это вид услуги, предоставляемой таможней правообладателям.
Если владелец бренда желает получать информацию о фактах ввоза в Россию или другую страну-член ЕАЭС продукции охраняемых брендов без предоставления соответствующего разрешения, то он обращается в таможню с просьбой включить товарные знаки в список охраняемых.
Тогда таможня будет приостанавливать выпуск в отношении данной продукции до соответствующего ответа от правообладателя. То есть, если последний не даст своего разрешения, то таможенные органы отказывают в выпуске, а импортер привлекается к административной ответственности.
Таким образом, список ТРОИС не подлежал изменению, в связи с чем юридически возможность проведения дополнительных мер таможенного контроля существует, и в данном случае стоит надеяться лишь на здравый смысл органа исполнительной власти, однако риск конфискации продукции все же остается.
Один из наиболее острых вопросов, волнующих потребителя – это как быть с гарантией на продукцию, особенно остро вопрос послепродажного обслуживания стоит при покупке автомобилей, сложных, высокотехнологичных машин и оборудования. В случае, когда представители ушедших с рынка России брендов отказываются от гарантийных обязательств, обязанность по их исполнению возлагается на продавца.
Однако есть свои сложности: во-первых, это комплектующие и запчасти, продавцу придется запасаться впрок или организовывать поставки под каждый конкретный случай, при этом не факт, что получится привезти все детали из нужного списка. Также для осуществления гарантийного ремонта требуется знание технологий, наличие специализированного оборудования, программного обеспечения, оснащение всем вышеперечисленным требует огромных финансовых инвестиций.
В этой связи гарантийные случаи будут настоящей проблемой для покупателей, так как исполнения обязательств придется ждать дольше обычного.