Утилизационный сбор – это одноразовый платеж, взимаемый с тех, кто импортирует, производит или покупает автомобили, а также прицепы, самоходные машины и специальную технику. Это плата за будущую переработку транспортных средств эксплуатации.
Если говорить простыми словами, по сути утильсбор – это специальный налог. Это денежные средства, которые впоследствии потратят на утилизацию транспорта.
Утилизационные сборы имеют несколько целей. Во-первых, они способствуют частичному покрытию затрат на утилизацию отходов от определенных товаров или услуг. Во-вторых, они стимулируют производителей и потребителей к использованию более экологичных и утилизируемых материалов и технологий. В-третьих, утилизационные сборы помогают сократить количество отходов, которые попадают на свалку или загрязняют окружающую среду.
Обычно обязанности уплаты сбора лежит на производителях или дилерах автомобилей, прицепов, самоходных машин или спецтехники. Но по факту за гипотетическую утилизацию транспортного средства платят потребители, поскольку продавцы повышают стоимость товаров для компенсации собственных расходов.
Утильсбор был введен в 2012 году, когда Российская Федерация вступила в ВТО и были снижены ввозные пошлины на транспортные средства. Первоначально его оплачивали лишь импортеры. Однако через некоторое время, в 2014 году, выплаты начали производить и автомобильные концерны (для локализованных предприятий были введены субсидии, равные размеру утильсбора, но при этом необходимо было подписать контракт с Министерством промышленности и торговли). На сегодняшний день даже покупатели оплачивают утилизационный сбор (в случае, когда за их машину данный платеж еще не был внесен).
Размер утилизационного сбора повышался уже неоднократно. В августе 2023 года он также был проиндексирован. Базовая ставка для легковых авто составляет 20 тысяч рублей, для грузового транспорта и автобусов – 15 тысяч рублей. При увеличении суммы утильсбора изменяются коэффициенты, на которые умножается начальная ставка в соответствии с тем, какой объем у двигателя, а также какой у ТС год выпуска.
Следует знать, что в некоторых случаях плата сумм утильсбора не требуется. К ним относится следующее:
• Машина была ввезена как частное имущество на территорию РФ вынужденными переселенцами, либо гражданами, которые участвовали в добровольном переселении из-за границы.
• Авто является собственностью консульств, диппредставительств, международных организаций, а также их работникам или их родственникам.
• Возраст транспортного средства составляет 30 лет и больше.
• Возраст транспортного средства составляет меньше трех лет.
Согласно отчетам Счетной палаты, сумма нескольких экологических платежей – утильсбор, экологический сбор и платеж за негативное воздействие на природу – в 2020 году повысилась до 8% от суммарного объема неналоговых платежей в казну.
В целом, утилизационные сборы играют важную роль в содействии устойчивому развитию и охране окружающей среды. Они помогают финансировать утилизацию отходов, уменьшить загрязнение окружающей среды и стимулировать использование экологически более безопасных материалов и технологий. Более того, утилизационные сборы могут обеспечить дополнительные рабочие места в сфере утилизации и переработки отходов.
Однако представители Счетной палаты чаще критически высказываются в отношении утильсбора. Они считают, что им не выполняется та задача, ради чего он был создан, а именно – обеспечение экологической безопасности, защита природы и здоровья человека от пагубного воздействия транспортных средств.