Что такое ВЭД

Сегодняшний мир сложно представить без международных торговых взаимоотношений, и даже несмотря на санкции западных стран, говорить о надвигающемся «железном занавесе» было бы преждевременно. В настоящий момент идет активная переориентация товарооборота на Восток, наращивание сотрудничества с Китаем и Индией, а внешнеэкономическая деятельность за короткий промежуток времени претерпела серьёзные изменения. Именно поэтому самой актуальной темой сегодняшнего бизнес-сообщества является сущность внешнеэкономической деятельности в современных реалиях: какой он, новый ВЭД, какие этапы его формируют и как они функционируют в период санкций.

Что такое ВЭД?

Итак, все из нас знают, что внешнеэкономическая деятельность – это взаимоотношения между резидентами разных стран в сфере услуг, торговли, финансов и т.д., однако характер этих взаимоотношений определяется временем. Так, например понятие внешнеэкономической деятельности существовало и в СССР, однако одним-единственным представителем бизнеса Союза было государство, в связи с чем рынок просто не требовал изучения данной сферы экономической деятельности, так как не существовало альтернативы. Когда такая альтернатива стала появляться после распада Союза, появились первые импортеры, и начали заключаться международные контракты. Интерес к этой теме возник сам собой, когда у потребителя появился спрос на импортный товар, а у отечественных предпринимателей – на присутствие своей продукции в других странах. Таким образом, начало внешнеэкономической деятельности характеризуется именно потребностью бизнеса в масштабировании своей деятельности, из чего можно выделить ряд базовых составляющих любой модели ВЭД, ими являются:

• Поиск поставщика;
• Проверка поставщика;
• Ведение переговоров;
• Заключение внешнеторгового контракта;
• Регистрация сделки в банке;
• Финансирование сделки;
• Инспекция производства;
• Сертификация;
• Лицензирование;
• Логистика;
• Таможенное оформление;
• Маркировка;
• Дистрибьюция;
• Бухгалтерский учет.

Поиск поставщика – это комплекс мероприятий, направленных на изучение предложения и установление рабочих связей с будущими партнерами. Именно этот этап может рассказать о том, насколько эффективной будет финансовая модель сделки в случае ее реализации. Если закупочная цена поставщика позволяет включить в нее все сопутствующие расходы и возможные риски, и при этом оставаться на уровне рынка или ниже, то можно говорить о том, что текущая модель имеет шанс быть успешной. Поиск поставщика может производиться самыми разными способами, самые популярные из них – это посещение тематических зарубежных выставок, например, Кантонской ярмарки в Китае. В России сейчас тоже множество интеграций с самыми разными партнерами, где можно не только найти хорошего поставщика, но и узнать много нового и интересного о мире ВЭД, например, China Business Forum. Следующий вариант – это зарубежные маркетплейсы, самые популярные из которых – это Alibaba, AMAZON, E-BAY, и др. Также поставщика ищут по отзывам друзей, либо перенимают у конкурентов.

Проверка поставщика производится обязательно, независимо от уровня доверия к будущему партнеру и его источника, так как на кону не только деньги участника ВЭД, но и его свобода. В случае, если после оплаты товар не поступит, то покупателю будет предъявлено обвинение согласно валютному законодательству за неосуществление репатриации денежных средств, переведенных за рубеж, причем в особо крупных размерах – а это уже уголовная статья. Проверка поставщика производится посредством анализа его сайта, а также специальных информационных сервисов, зарубежной торгово-промышленной палаты или иных организаций, поддерживающих бизнес. При этом практически не существует возможности заказать комплексный отчет, как например, при покупке машины: можно увидеть, сколько владельцев, каков пробег, были ли аварии – и все это в одном сервисе. С иностранными поставщиками такого нет, если самостоятельно производить проверку, то, например, торгово-промышленная палата страны импорта расскажет о том, были ли у поставщика уже исполненные сделки, налоговая служба – о том, есть ли задолженности по уплате налогов и т.д., и в итоге комплексный отчет придется все равно формировать самому. В целом, ничего сложного, но для тех, кто уже имеет опыт внешнеэкономической деятельности, а вот для новичков... Именно для этих целей мультисервисная платформа Digital Ved создала собственный сервис, где можно получить комплексный отчет с однозначными выводами о благонадежности поставщика.

Переговоры с будущим поставщиком проводятся с целью договориться о цене продукта, узнать о возможности предоставления скидок, а также обсудить будущую модель сотрудничества, а именно распределить ответственность и риски между продавцом и покупателем. Для этого существует общепринятая система условий поставок Incoterms, согласно которой существует ряд терминов, применяемых при составлении международного контракта, которые характеризуют ответственность и риски продавца и покупателя. Также очень важный этап переговоров – это условия оплаты: для любого покупателя гораздо выгоднее платить с максимально возможной отсрочкой – так и деньги можно дольше держать в обороте, и риск непоступления товара и наступления за это ответственности минимальный. Таким образом, для любого продавца идеальные условия – это когда покупатель забрал товар прямо с завода и оплатил деньги вперед, а для покупателя – это когда он принял товар в своей стране, а заплатил за него на несколько месяцев позже. Так стороны в процессе переговоров стараются извлечь для себя максимальную выгоду, и для того, чтобы не сорвать прибыльную сделку, и при этом договориться на максимально комфортные условия, необходимо знать базовые принципы ведения переговоров, деловой этикет, а также традиции и обычаи страны своего контрагента.

Внешнеторговый контракт – это базис любой сделки, на его основе будут производиться расчеты, доставляться товар, им же будет регулироваться его качество, а также способы разрешения споров. При этом содержание внешнеторгового контракта будет всерьез проверяться таможенными органами, так как от его составляющих во многом зависит стоимость товаров. Именно поэтому следует с повышенным вниманием отнестись к качеству его составления, и как водится, это работа для квалифицированного юриста. Однако сервисы платформы Digital Ved позволяют экономить на данном этапе ВЭД, позволяя составить внешнеторговый контракт по уже имеющимся шаблонам, где уже включены основные принципиально важные моменты. По сути, останется только вставить реквизиты сторон и можно подписывать.

Регистрация сделки в банке производится в случае, если ее стоимость выше 3 млн рублей для импортных контрактов и 6 млн для экспортных. При регистрации договору присваивается уникальный номер (УНК), по которому отслеживаются все предстоящие платежи.

Финансирование сделки – это важный этап оптимизации ВЭД, а также минимизации различных рисков, например, курсовой разницы или непоступления товара. Исходя из вышеописанных целей, существует несколько видов торгового финансирования и различных биржевых инструментов: инкассо, аккредитив, банковская гарантия, хеджирование валютных рисков, размещение денежных средств и т.д.

Инспекция производства осуществляется с целью убедиться в добросовестности поставщика и качестве производимой продукции, а также с целью контроля выполнения условий контракта. Так, например, при контрактном производстве в Китае или любой другой стране на одной фабрике может производиться товар для заказчиков из разных стран, при этом требования безопасности и качества в каждой стране свои и важно, чтобы товар им соответствовал, иначе не будет возможности его легально ввезти, растаможить и продать. Также инспекция важна для того, чтобы вовремя увидеть брак и точно знать, на каком этапе он возникает.

Поэтому важно проводить инспекцию на каждом этапе цепи поставок: производство, погрузка, разгрузка, досмотровые операции на границе и т.д. Для этого существуют специальные сюрвейеры, но стоит отметить, что никто не справится с этой работой лучше, чем сотрудник компании или непосредственно владелец груза.

Также в любой стране существуют свои требования к безопасности и качеству товаров, а также возможные запреты и ограничения, и очень важно точно знать те формы контроля, которые будут применяться к товару до момента его производства и отгрузки непосредственно покупателю. Это важно для того, чтобы своевременно получить все необходимые разрешения и избежать дополнительных расходов за хранение грузов на СВХ.

В целях идентификации товара и анализа применения к нему специальных мер производится его классификация по ТН ВЭД ЕАЭС. Такая классификация может производиться самостоятельно, а также при помощи вспомогательных сервисов, например «Товары и коды» от Альта-Софт, «База примеров декларирования» от ТКС или специализированного сервиса классификации DIGITAL VED.

Логистика в сегодняшних реалиях – это одна из главных составляющих стоимости товара. От ее правильной организации зависит от 20 до 50 % конечной цены. Очень важно выбрать правильный маршрут, чтобы избежать дополнительных расходов на СВХ и минимизировать риск возникновения таможенных досмотров/осмотров. В текущих реалиях соответствовать заданным показателям не так-то просто, так как цены меняются постоянно и иногда хаотично без логического объяснения. Также постоянно возникают заторы в пунктах пропуска, пробки в портах, из-за чего срок прибытия может сдвинуться даже на месяц.

Таможенное оформление грузов – один из самых сложных этапов, на котором также формируется ценообразование. Главная составляющая цены – это то, какую схему использует импортер: белую или серую. Второй вариант на первых порах может показаться наиболее интересным по стоимости, однако риск того, что на постконтроле таможенные органы выявят нарушения и доначислят неуплаченные платежи и наложат штрафы – почти 100%, так как сейчас большая часть контроля производится после выпуска и, надо сказать, производится достаточно хорошо. Поэтому выбор в пользу серого импорта достаточно сомнительный, тем более, что белый ВЭД можно оптимизировать за счет более низких пошлин, торгового финансирования, дополнительных мер государственной поддержки, в том числе в условиях санкций, так как сейчас более чем 1500 товаров не облагаются ввозной таможенной пошлиной.

Финансовая логистика – новелла современного ВЭД

В ходе перечисления базисов внешнеэкономической деятельности мы осознанно не упомянули этот термин, потому как в базовое понимание ВЭД он не вписывается. Так, до начала спецоперации оплата товаров производилась из банка, где зарегистрирован контракт, в банк получателя, и самым сложным в этой схеме было найти предложение от банка с минимальной комиссией к переводу и наиболее выгодным курсом покупки валюты платежа. Сейчас же перевести денежные средства – это целая наука, и даже переводы в дружественные страны из российских банков не так-то просто осуществить, и именно поэтому термин финансовая логистика как никогда актуален для современной ВЭД. Так, например, взаиморасчеты в долларах и евро серьезно затруднены, потому как большинство российских банков под западными санкциями, а те, которые эта участь миновала, сталкиваются с постоянной отменой или блокировкой платежа. Долларовые транзакции всегда проходят через американский банк-корреспондент, который принимает решение, одобрять перевод или нет, и в случае отрицательного ответа круг движения денежных средств прерывается, и они на какое-то время зависают (бывает, что и до двух недель), после чего возвращаются к плательщику. Приходится минимизировать этот риск путем взаиморасчетов через валюты дружественных стран.

Так, сначала на рубли приобретается, например, юань, а уже на юань – доллар или евро. Но даже при взаиморасчетах в национальных валютах с дружественными странами возникают проблемы. Например, некоторые китайские банки боятся иметь дело с российскими контрагентами из-за возможных санкций и отказываются обслуживать их переводы, при этом дают ссылки на дочерние банки, где такие сделки можно осуществить, а те в, свою очередь на другие банки и так продолжается, пока не найдется тот самый, который готов работать с российской валютой. При всем при этом не стоит забывать и о выгоде: несмотря на сложность финансовых маршрутов, необходимо искать максимально выгодные условия. Именно поэтому финансовая логистика – это неотъемлемая часть современного ВЭД.

Параллельный импорт – что это?
Часть современного ВЭД или очередная серая схема?

У всех уже на слуху смартфоны, ввезенные по параллельному импорту, автомобили, запчасти, оборудование и т.д., но что же такое этот параллельный импорт, и как он должен помочь нашей экономике? Не секрет, что многочисленные иностранные компании покидают российский рынок и отказываются поставлять товары в Россию.

Многие из этих товаров являются критически важными для нашей экономики и жизнедеятельности граждан: это и лекарства, и предметы гигиены, различные станки, оборудование и запчасти к ним. Наиболее серьезно стоит ситуация с наличием чипов и электронных схем, а также продуктов IT-индустрии. Все эти товары производятся в западных странах под брендами местных компаний. Соблюдение прав интеллектуальной собственности этих брендов ранее жестко контролировалось внутри страны и ввозить такие товары или продавать их мог только официальный дистрибьютор, либо третье лицо с его разрешения. В текущих реалиях ясно, что такого разрешения никто никогда не даст, но отказаться от некоторых товаров государство просто не может. Именно поэтому бизнесу разрешили ввозить и реализовывать товары определенных брендов согласно перечню, опубликованному Минпромторгом, без разрешения обладателей прав на эти объекты интеллектуальной собственности.

В действительности, товары параллельного импорта – это не контрафакт, это оригинальное изделие, привезенное в Россию с участием посредника, то есть первоначально товар все равно приобретался у официального дистрибьютора. Тогда как контрафакт – это подделка продукции известных брендов, произведенная сторонним лицом, зачастую с нарушениями требований безопасности и с низким качеством.

Таким образом, параллельный импорт – это тоже неотъемлемая составляющая сегодняшнего ВЭД, зачастую, правда, усложняющая его. Так, с использованием параллельного импорта становится длиннее плечо доставки некоторых товаров и возрастает их стоимость за счет привлечения посредников и вынужденной переконсолидации в перевалочных пунктах. Такими пунктами на сегодня являются Турция, Казахстан, Сербия, Китай, также ведутся переговоры с Монголией.

Торговые дома – это осознанная необходимость современного ВЭД

Ранее создание торгового дома было больше историей для экспортеров, в целях расширить присутствие в другой стране, начать инвестировать в иностранную экономику и т.д. Уж очень умелые предприниматели и акулы мира ВЭД использовали торговые дома при импорте в целях возврата НДС и получения каких-либо мер государственной поддержки в других странах или наиболее выгодного торгового финансирования в зарубежных банках. Но в схеме обычной импортной сделки торговый дом, как правило, не использовался. Сейчас же – это просто необходимость.

Без участия торгового дома зачастую невозможно даже расплатиться с поставщиком. Так, например, привычная схема взаиморасчетов в долларах и евро реализуется через торговый дом, когда от его лица покупаются доллары и евро, а в его адрес поступает национальная валюта. Также в текущих реалиях российской компании мало кто что-то продаст и привезет, именно поэтому открываются представительства в других странах, и от их имени приобретается товар и осуществляется перевозка.

Также торговые дома незаменимы при доставке грузов параллельным импортом. При этом стоимость доставки конечно же увеличивается, за счет более длинного маршрута и сложной организационной структуры в процессе формирования сделки, однако все же это лучше, чем полное отсутствие какой-либо возможности привезти нужный товар. Что делать – вести ВЭД самому или привлекать посредников?

Выше перечислены основные этапы современного ВЭД, из которых ясно, что в текущих реалиях внешнеэкономическая деятельность стала сложнее и дороже, но вопрос, который актуален во все времена, остался: отдавать ли ВЭД на аутсорсинг? Давайте попробуем разобраться.

Итак, на каждом из перечисленных выше этапе нужен посредник при постороннем сопровождении ВЭД. Даже в лице одной компании, предлагающей услуги под ключ, комплекс – это только внешняя оболочка, в реальности это услуги еще нескольких компаний-партнеров: перевозчиков, таможенного представителя, юристов, и т.д., которые содержат штат сотрудников, платят им зарплату, закладывают в цену свою маржу, а уже фирма, оказывающая комплекс – свою. Получается такой огромный пирог из слоев ваших денег, но как избежать ненужных трат? Содержать собственный штат – это выход? В некоторых случаях – да, но только когда у вас постоянный поток и людям всегда есть чем заняться. Так, например, один из наших партнеров – крупный завод, для таможенного оформления использовал услуги таможенного представителя, а после перешел на самостоятельное декларирование. При среднем объеме в 1500 контейнеров в месяц экономия после перехода составила порядка 20 млн рублей в месяц. Но если у компании разовые поставки и в небольших объемах, то ясно, что содержать штат на постоянке невыгодно. Но и посреднику переплачивать не хочется, как быть? Digital Ved дает возможность воспользоваться услугами по запросу и по ценам штатных специалистов. Это выглядит так, как если бы вы наняли человека в штат, но только на то время, пока вам это нужно, и заплатили бы только за этот период конкретному исполнителю, без дополнительных посредников, что значительно дешевле двух вышеперечисленных вариантов и проще, так как по факту никого нанимать не надо, заключать 10 договоров – тоже. Все услуги оказываются в рамках действующей подписки на сервисе.

Таким образом, мы перечислили основные составляющие ВЭД в современных реалиях, рассказали про каждую из них и выяснили, без чего не обойтись современному импортеру. При этом стоит учитывать, что использование посредников «съедает» вашу маржу, а содержать собственный штат не всегда оправдано. Также обратили внимание на то, что современный ВЭД отличается от того, который был до февраля текущего года, сейчас он стал сложнее, изменились каналы поставок и схемы взаиморасчетов.

Однако внешнеэкономическая деятельность продолжается, а значит, бизнесу придется приспосабливаться к меняющимся условиям быстрее, чем это сделают конкуренты, чтобы иметь возможность завоевать более благоприятные позиции на внутреннем рынке.