Элементы системы поставок: логистика и управление цепями поставок

В условиях активно развивающегося бизнеса неизбежно возникает потребность в осуществлении своевременной доставки товаров и услуг. Однако ввиду увеличения объемов международной торговли, технически сложных товаров, а также количества компаний на рынке, готовых оказывать услуги по доставке, конечный потребитель предъявляет самые высокие требования, что заставляет транспортные компании ставить перед собой все больше и больше задач, оптимизировать все процессы, чтобы усилить свои преимущества и сохранить конкурентоспособность на рынке. Одной из новых управленческих концепций, появившейся в результате эволюции транспортно-экспедиционного рынка, стала стратегия управления цепями поставок. Если сравнивать с логистикой в целом, то появление данной ниши рынка действительно случилось не так давно, она была разработана в 1982 году британским профессиональным логистом Кейтом Оливером, тогда как основные логистические принципы применялись еще с древних времен. Впервые определение «Логистика» было дано в Византии и обозначало искусство снабжения армии и управление ее перемещением, что позволяет видеть корни возникновения данного термина. Как ни странно, но потребность в контроле и управлении перемещения впервые возникла именно в армии, а не в торговле. Однако, несмотря на столь раннее появление, о логистике как о науке начали говорить только в 19 веке. Основоположником в этом направлении считается генерал Барон Антуан-Анри Жомини. В то время главный смысл логистики виделся также именно в армии, и, тем не менее, главным открытием Жомини было расширение функциональности и значения данной науки. Так, он считал, что логистика – это не только перевозки, но и планирование, управление, снабжение, строительство коммуникаций. Именно это расширение данного термина дало основу для появления новых управленческих концепций, в том числе и для стратегии управления цепями поставок. В современных бизнес-структурах двумя основополагающими элементами в системе логистического администрирования компании являются именно логистика и управление цепями поставок. Итак, в настоящее время определение двух этих неразрывно связанных элементов звучит следующим образом: Управление Цепями Поставок – организованный, регулируемый и тщательно спланированный товарный поток, начиная от получения заказа до его доведения конечному потребителю; Логистика – это спланированное, контролируемое движение или размещение людей и/или товаров, а также действия, поддерживающие такое движение или размещение и направленные на достижение специфических целей. Исходя из вышеприведенных определений, основными объектами управления цепями поставок являются: движение материального, сервисного, финансового, информационного потоков. При этом, материальный поток – основной, а информационный и финансовый – сопутствующие. Дадим определения этим понятиям: Сервисный поток – услуги, оказываемые сторонними организациями в рамках цепи поставок; Финансовый поток – связь финансовых ресурсов с материальными, информационными и сервисными потоками в рамках цепи поставок; Информационный поток – сопутствующий материальному потоку набор данных в виде речи, документов и других форм информации, предназначенный для реализации управленческих функций в рамках цепи поставок; Материальный поток – материальные ресурсы, находящиеся в движении, в отношении которых применяется логистическая деятельность, представляет собой физическое перемещение в пространстве в рамках цепи поставок. В своем проявлении любая цепь поставок начинается с заказа клиента и заканчивается доставкой ему необходимых товаров или услуг, и в ходе данного процесса происходит трансформация различных потоков цепей поставок. Так материальные ресурсы превращаются в конечный продукт. Также могут использоваться несколько звеньев, каждое из которых может принадлежать различным компаниям – контрагентам. Например, одна компания отвечает за погрузку, другая за хранение, третья за доставку, четвертая за разгрузку. В реальности таких компаний может быть множество, не только у начального звена цепи поставок, но и у исполнителей могут быть свои контрагенты. Однако наиболее безопасная и дешевая схема доставки – использовать компании с наименьшим количеством подрядчиков. Также в схему участников цепи поставок входят страховые компании, таможня, органы контроля и надзора. Таким образом, это очень сложная и многокомпонентная система, образующаяся вокруг физического перемещения материальных ресурсов, которая требует проведения эффективного анализа, планирования и управления. Для реализации этой задачи применяется метод процессной декомпозиции логистической системы, иными словами, разделение логистической системы цепей поставок на составляющие компоненты: снабжение, производство, распределение. В рамках этих функциональных областей должны выполняться стандартные операции, такие как транспортировка, складирование, грузопереработка и прочие. Между этими областями существует тесная взаимосвязь, и только в условиях их полной согласованности можно достигнуть главных логистических целей, а именно доставки до конечного потребителя за максимально короткий срок и с минимальными потерями.