Импортозамещеие 2023

Российская Федерация по-прежнему находится под жесткими санкциями, поэтому проблема дефицита товаров критического импорта на текущий момент остаётся открытой. Единственный способ противостоять внешнему давлению на сегодняшний день – это продолжать реализовывать программу импортозамещения и наращивать собственные производственные мощности.

В данной статье мы расскажем о том, каких успехов Россия достигла в этом направлении за 2022 год, где были выявлены слабые места, которые помешали получить лучшие результаты, что мешает непосредственно сейчас, а также дадим прогноз по достижению заданных целей импортозамещения в предстоящем году.

Чего смогли добиться на текущий момент?

Несмотря на резко возросшую популярность проект импортозамещения в России существует уже достаточно давно и уже дает положительные результаты. Так, например, из доклада Высшей школы экономики при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра» следует, что на протяжении последних лет доля импорта в России не превышала 40%. Данный показатель существенно ниже, чем у Канады, Нидерландов, Польши, Австралии, Германии, Саудовской Аравии и ряда других крупных экономик, и примерно на одном уровне с США и Индией. Наиболее высокий уровень экономического суверенитета достигнут в следующих отраслях:

- производство стройматериалов (96%);
- транспортное машиностроение (92%);
- черная металлургия (90%).

Однако низкий уровень обеспеченности отечественной продукцией остается в отраслях:

- станкостроения (24%);
- фармацевтики (35%);
- индустрии товаров для детей (31%).

Кейсы успешной реализации программы импортозамещения

Например можно отметить, что наши промышленники достигли больших успехов в области производства труб большого диаметра для газо- и нефтепроводов, в том числе подводных, так например такие крупные проекты как «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2», «Сила Сибири», «Турецкий поток» - все они реализованы с использованием труб отечественного производства.

Для крыльев российского среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21 впервые были использованы отечественные композитные материалы.

КАМАЗ без участия партнеров из недружественных стран быстро наладил серийное производство современных грузовиков пятого поколения, причем с улучшенными техническими характеристиками. Часть комплектующих была локализована в России, а часть переориентирована на закупки у дружественных стран.

Есть ли поддержка со стороны государства?

Для того, чтобы оценивать результаты, нужно понимать те цели, которые ставились перед нашим правительством в рамках данной программы, для реализации этой задачи необходимо восстанавливать собственные производственные мощности и развивать те, что уже имеются в стране. На основе этих тезисов должна строиться дорожная карта по реализации программы импортозамещения. Таким образом, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был сформирован «портфель приоритетных проектов» объемом около 5,2 трлн руб., без учета авиа- и судостроения, который включил в себя наиболее зависимые от импорта отрасли:

- транспортного машиностроения;
- автомобильной промышленности;
- фармацевтики;
- мало- и среднетоннажной химии;
- производства сжиженного природного газа;
- радиоэлектроники.

В рамках данного портфеля разрабатываются программы дополнительного финансирования отраслей и создания условий для осуществления производственной деятельности, среди прочего: развитие портовой инфраструктуры, улучшение транспортного сообщения, образование новых свободных экономических зон, субсидирование отраслей, предоставление льготных кредитов и т.д.

Проблемы в области импортозамещения

Безусловно, не обходится и без сложностей при реализации данной программы, одной из наиболее значимых является умышленное игнорирование ряда проектов ввиду нерентабельности их локализации. Это повсеместно наблюдается в отрасли автомобилестроения, на текущий момент, несмотря на достаточно высокие пошлины и дополнительные налоги в виде акциза и утилизационного сбора, ввезти готовый автомобиль сейчас дешевле, чем произвести его аналог в России. Такая тенденция весьма отрицательно сказывается на отечественном рынке, который и без того всегда находился в дефиците, сейчас положение еще более обострилось, а цены взлетели вверх. Кажущаяся нерентабельность локализации тех или иных товаров не должна пугать государство и бизнес, так как достижение экономического суверенитета – это сейчас первоочередная задача, даже вопреки увеличению прибыли.

Также существует проблема в критериях определения процента импортозамещенности отрасли. Все мы видели «российский» Москвич и другие «отечественные» продукты, и на сегодня производство таких товаров в России нельзя считать успешной реализацией проекта импортозамещения, необходимо реализовывать не только крупноузловую сборку у нас в стране, но и создавать полный производственный цикл.

Следует отметить, что успешной реализации программы импортозамещения на сегодня мешает дефицит квалифицированных кадров, решить ее планируется путем снятия ограничений для работающих пенсионеров, дав им возможность полноценно пользоваться всеми положенными льготами, а также способствовать раннему включению молодых специалистов в производственный процесс. Положительный опыт в данном направлении имеет, например Челябинская область, где студенты имеют возможность доучиваться уже работая на предприятиях в регионе.

Низкая инфраструктурная оснащенность регионов страны и сильная экономическая диверсификация мешают нормальным процессам локализации. У нас большая страна и расстояния измеряются тысячами километров, при этом нет как таковой специализации по регионам. Предприятия располагаются ситуативно, редко с привязкой под нужды конкретного завода. Таким образом, получается, что для производства в Туле компоненты поступают из Владивостока, Калуги, Ростова на Дону, Казани и т.д., в этой связи при правильном планировании логистики нет большой разницы, откуда заказывать товар, и если заграницей он в несколько раз дешевле, то выбор очевиден. Положительный опыт в этом плане следует перенимать из Китая, здесь предприятия экономической зоны образуются под нужды якорного резидента этой зоны, что очень удобно, так как не приходится организовывать длинное плечо доставки, компоненты поступают точно вовремя и всегда есть возможность оперативно заменить брак или привезти больше без простоев линии.

Какие возможности открывает программа импортозамещения для участников ВЭД?

Несмотря на кажущееся преимущество в программе импортозамещения для экспортеров, при этом импортеры тоже не должны оставаться в стороне и зачастую наоборот могут получить еще больше работы. Государство не ставит цели выстроить экономический занавес, программа рассчитана лишь на то, чтобы заместить критически важные продукты в различных сферах. Все то, что является легко воспроизводимым товаров, продукцией некритического импорта, может поставляться в Россию. Так, например, если сборку двигателей внутреннего сгорания локализовать в стране, то отдельные компоненты его устройства возможно импортировать и здесь для участников ВЭД открывается дополнительное окно возможностей в части оказания услуг по поиску поставщика, выстраивания новых цепочек поставок, консолидации грузов, ведь поиск запчастей куда сложнее, чем найти узел в сборе. Вышеобозначенный дефицит кадров в промышленной сфере должен послужить дополнительной мотивацией на поиск оборудования и технологий по автоматизации и оптимизации производственных процессов, таким образом, можно спрогнозировать повышенный спрос на оборудование и станки из зарубежа. Наращивание объемов собственного производства открывает возможность отечественной продукции конкурировать на мировом рынке, тем более, что для нас открываются перспективнейшие направления в Индии и Китае, где огромный потенциал – все это дополнительная возможность для участников ВЭД в части оказания сервиса по выходу на иностранные рынки, создание представительства, вывод товара на маркетплейсы, хранение, маркировка, предпродажная подготовка и многие другие необходимые операции, которые делают ВЭД более востребованным в рамках программы импортозамещения.

Какие перспективы дальнейшей реализации программы?

В перспективе рассчитываем на большую локализацию, переход к мелко узловой сборке и производству полного цикла. В целом правительственная программа по реализации импортозамещения рассчитана до 2030 года, но многие, в том числе государственные служащие понимают, что по многим отраслям проблему нужно решить в ближайшие полгода-год. При этом стоит отметить, примечательно то, что старт реализации данного проекта наглядно показывает множество назревших государственных проблем – это и дефицит кадров, и недостатки в инфраструктуре, проблемы образования и многое другое, уверены, что импортозамещение даст мощный толчок к стремительному развитию экономики и созданию более благоприятных условий для бизнеса.