Как организовать торговлю с Индией

Как организовать торговлю с Индией: Советуют профессионалы

Если особенности стран Европы, Китая и США давно и хорошо известны участникам внешнеэкономической деятельности, то многие другие направления остаются покрытыми завесой тайны. К числу последних относится Индия — страна, доля которой в российском товарообороте сравнительно невелика.

Налаживание торговых отношений с потенциальными индийскими партнёрами вызывает у предпринимателей из России ряд затруднений. Их однозначно можно и нужно преодолеть, ведь в этом случае российскому участнику ВЭД откроются широчайшие возможности. Эксперты, специализирующиеся на торговле с Индией, рассказали об организации ВЭД с этой страной, поиске поставщиков в ней, перспективных товарах и существующих подводных камнях. Их рекомендации — в этой статье.

Поиск поставщиков

В некоторых странах — например, в Турции — действуют многочисленные общества экспортёров и другие государственные и частные организации, помогающие зарубежным партнёрам находить местных поставщиков. В Индии такая деятельность, увы, если и ведётся, то находится в зачаточном состоянии. Поиском поставщиков приходится заниматься самостоятельно — и это часто приводит к проблемам:

• Незнание рынка не даёт полной картины по ассортименту и ценам индийских товаров;
• Возникает риск обмана со стороны недобросовестных поставщиков;
• Появляются проблемы коммуникации — поставщики из Индии медленно и неохотно отвечают на вопросы по существу торговых сделок.

Эксперты дают рекомендации по решению перечисленных проблем. Одна из них — привлечение к процессу сотрудника, проживающего в Индии и хорошо знающего товарные рынки этой страны.
Целесообразно открыть в ней офис и нанять специалиста из числа местных жителей, который возьмёт на себя работу «в поле». Дистанционно, из России, рекомендуется делать лишь предварительную выборку поставщиков, а финальный этап работы поручать сотруднику в Индии. Он будет взаимодействовать с потенциальными партнёрами, вызывать у них доверие (что закономерно, ведь он — местный), согласовывать все детали сделок, закупать товары, отправлять их в Россию, контролировать целостность и сохранность партий грузов.

Ещё один хороший способ поиска поставщиков в Индии — использование услуг специализированных российских компаний. Профессионалы, которые входят в их штат, в совершенстве знают рынки индийских товаров, менталитет местных жителей, ценовую картину и другие нюансы. Они помогут избежать обмана и организовать прибыльную ВЭД с минимумом усилий со стороны российского предпринимателя.

Товары

Изучение структуры импортных и экспортных поставок российских предпринимателей, работающих с Индией, позволяет выделить несколько товарных групп, представляющих наибольший интерес.

При организации импорта стоит обратить внимание на следующие индийские товары, пользующиеся высоким спросом в России:

• Ткани, текстильные изделия;
• Биологически активные добавки;
• Небольшие предметы мебели;
• Украшения, сувениры, подарки;
• Продовольствие, сырьё для производства пищевых продуктов;
• Предметы интерьера;
• Металлы и металлоизделия.

Свою специфику имеют экспортные поставки в Индию. В этой стране пользуются высоким спросом такие российские товары, как:

• Техника разного назначения — сельскохозяйственная и другая;
• Древесина и продукция деревообработки;
• Промышленное оборудование — станки с ЧПУ, конвейерные линии, а также запчасти и комплектующие для оборудования;
• Ювелирные изделия;
• Сырьё для химических производств;
• Грузовые автомобили;
• Металлы и металлоизделия.

Особого внимания заслуживают IT-решения, создаваемые в России. В наши дни в Индии — колоссальные возможности для их внедрения и высочайший спрос на них. Можно уверенно утверждать: поставки отечественных IT-разработок на экспорт в Индию — отличный способ перешагнуть государственные границы и масштабировать бизнес. Сделать это на индийском рынке гораздо проще, чем на российском.

Юридическое лицо

Предприниматели часто задают вопрос: стоит ли создавать собственную компанию в Индии, регистрировать юридическое лицо в этой стране? Ответ в каждом конкретном случае зависит от размаха бизнеса. Если вы намерены организовать торговое партнёрство с Индией всерьёз и надолго, создать компанию в этой стране — например, в форме собственного торгового дома — однозначно стоит. Это увеличит охват аудитории поставщиков и покупателей и придаст вам вес среди индийских партнёров.

По современному индийскому законодательству в числе учредителей компании обязательно должен быть хотя бы один местный житель — индиец. Это правило введено для того, чтобы у государства было с кого спросить при банкротстве компании или иных проблемах.

Эксперты рекомендуют сначала наладить доверительные личные отношения с кем-либо из местных жителей, а затем, убедившись в добропорядочности человека, ввести его в число учредителей компании.

Подводные камни

Нужно быть готовым к нескольким возможным сложностям:

• Недостаточно грамотная проработка логистики (в частности, мультимодальных перевозок из Индии) может «съесть» всю потенциальную прибыль;
• Индийцы отличаются медлительностью, они неохотно и долго дают ответы на вопросы по существу, что затрудняет переговоры;
• Ограничения из-за пандемии коронавируса могут повлечь задержки товаров на таможне и другие сложности.

Воспользовавшись услугами посреднической компании, специализирующейся на ВЭД, вы избежите всех перечисленных подводных камней.

В качестве заключения

Изучив особенности торгового бизнеса с Индией, уверенно делаем вывод: это прекрасная страна для организации успешной и прибыльной ВЭД. Её уникальная культура, потрясающие, не имеющие аналогов в мире, товары и дружелюбие местных жителей — отличный повод для того, чтобы начать торговлю с индийскими партнёрами. Нет никаких сомнений: в течение ближайших десяти лет Индия раскроется предпринимателям из России во всей своей красе!