С ростом мировых торговых потоков возникает необходимость в эффективной и оперативной таможенной системе. В этом контексте, приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 "Об оперативной таможне" становится важным документом, определяющим основы сбора, обработки и передачи информации об оперативной обстановке в таможне.
Оперативная таможня является неотъемлемой частью таможенного контроля и обладает широким спектром полномочий, включая осуществление оперативно-розыскной деятельности и обеспечение стабильности в таможенной системе. Статья направлена на рассмотрение важности оперативной таможни в контексте ее влияния на государственные доходы, безопасность и процветание.
В данной статье мы проанализируем ключевые аспекты оперативной таможни, ее роль в поддержке таможенных операций, а также взаимосвязь с международными торговыми партнерами. Проведем обзор значимых документов, таких как приказ ФТС России № 798, и рассмотрим их влияние на повседневные операции в таможенной системе.
Оперативная таможня выполняет ключевые функции, направленные на обеспечение эффективного таможенного контроля и предотвращение нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. Согласно приказу ФТС России от 20.09.2021 № 798, основной задачей таможенных органов, включая оперативную таможню, является выявление и пресечение таможенных правонарушений. Это включает в себя сбор, обработку и передачу информации о текущей оперативной обстановке в сфере таможенного дела.
Дополнительно, задачи оперативной таможни включают в себя взаимодействие с другими таможенными подразделениями для обеспечения согласованности в таможенных операциях. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 подчеркивает важность специализированных центральных таможенных подразделений и их взаимодействия с таможенными постами на всей территории страны. Эта координация содействует более эффективному выявлению и пресечению таможенных нарушений.
Также, согласно приказу ФТС России от 25.09.2023 № 848, Южная оперативная таможня определяет свои задачи и функции, включая участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и обеспечение безопасности в таможенной сфере.
Таким образом, оперативная таможня играет ключевую роль в обеспечении таможенной безопасности, выявлении и пресечении правонарушений, а также в поддержании согласованности в работе таможенных органов.
Таможенный клиринг играет важную роль в обеспечении прозрачности и эффективности таможенных процедур. Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, осуществление таможенного клиринга предполагает создание интегрированной системы электронных сервисов для обмена информацией между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Это включает в себя электронное представление документов, автоматизированные процессы и механизмы мониторинга, направленные на оптимизацию процедур и снижение бюрократических барьеров.
Цель стратегии в области таможенного клиринга – обеспечить высокий уровень сервиса для участников внешнеэкономической деятельности, ускорить таможенные процессы и снизить издержки. План мероприятий на период 2021 - 2024 годов, направленный на реализацию данной стратегии, определяет конкретные шаги, включая разработку и внедрение современных информационных технологий для автоматизации таможенных процедур и создание эффективной системы мониторинга.
Такой подход к таможенному клирингу способствует улучшению бизнес-среды, содействует увеличению объемов внешнеторговых операций и способствует достижению стратегических целей в развитии таможенной службы.
Организация таможенного управления – ключевой элемент в обеспечении эффективности таможенных процедур и контроля. В соответствии с информацией, представленной на сайте Федеральной таможенной службы России, важным аспектом этого процесса является ход реализации Плана деятельности ФТС России, который отражает ключевые события и показатели в сфере таможенного управления.
Согласно статье 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенные органы осуществляют свою компетенцию с целью обеспечения выполнения задач на таможенной территории Союза, включая контроль, учет и обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Таможенный контроль, согласно статье 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проводится таможенными органами с использованием современных методов и оптимальных разведданных для обеспечения эффективного контроля и управления рисками.
Процесс организации таможенного управления также включает в себя утверждение нормативно-правовых актов, таких как Положение о Федеральной таможенной службе, которое регулирует порядок создания, реорганизации и ликвидации таможенных учреждений в целях оптимизации работы системы. Все эти меры направлены на обеспечение эффективности и прозрачности таможенного управления, способствуя соблюдению таможенных норм и обеспечивая безопасность на таможенной территории.