В последнее время в сфере валютного законодательства происходят регулярные изменения. Фокус направлен на снижение административной нагрузки на бизнес и банки. В любом случае, от преобразований выиграют все, в том числе малый и средний бизнес. По сообщениям РБК, речь идет о том, что Банк России поддерживает курс на либерализацию валютного контроля.
Но пока мы живем в настоящем времени, хотим поговорить о действительности и таком понятии, как репатриация валютной выручки, и почему необходимо соблюдать сроки по возврату валютной выручки.
Что такое репатриация и когда возникает обязанность по репатриации валютной выручки
Термин «репатриация» означает процесс возвращения актива, предмета или человека – его владельцу, или месту его происхождения или гражданства. Исторически сложилось, что в валютном законодательстве также используется термин «репатриация валютной выручки» - конвертация иностранной валюты в валюту своей страны или возвращение на родину.
Если обратиться к валютному законодательству, то вся информация о репатриации содержится в статье 19 Федерального закона от 10.12.2003 No 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон).
Сразу небольшая ремарка. Требование, указанное ниже, не применяется в отношении «рублевых» внешнеторговых договоров (части 4 и 5 закона No 265-ФЗ).
Требованием пункта 1 части 1 статьи 19 вышеназванного закона установлено обеспечение получения от нерезидентов иностранной валюты/валюты в срок на счета в уполномоченных банках, когда:
Валютный резидент передает экспортируемые товары, выполненные работы, услуги, права и информацию валютному нерезиденту; тогда возникает обязанность получить иностранную валюту/валюту Российской Федерации в срок на счета в уполномоченных банках;
Валютный нерезидент не ввез в РФ импортируемые товары, а валютный резидент не получил на территории РФ импортируемые товары, не выполнил работы, не оказал услуги, не передал информацию и результаты интеллектуальной деятельности и права на них; тогда валютный нерезидент обязан вернуть в РФ авансы в срок;
Валютный резидент предоставил валютным нерезидентам иностранную валюту или валюту РФ в виде займов; тогда нерезидент обязан обеспечить возврат займа в соответствии с условиями договоров займа на банковские счета валютных резидентов.
Если вы обратили внимание на все предусматривающие возврат валюты пункты, в каждом существует обязанность по указанию сроков исполнения сторонами обязательств по договорам или контрактам.
В данном контексте указанные сроки служат отправной точкой для исчисления штрафных санкций и введения ответственности, что лишний раз подчеркивает важность осмысленного составления документации.
Никто не застрахован от различных рисков, поэтому законодатель предусмотрел такое отступление для добропорядочных резидентов РФ, позволяющее считать исполнение им своих обязательств по соблюдению норм законодательства.
Пункты 4, 4.1., 4.2., 4.3 Закона говорят о том, что резидент РФ может быть признан исполнившим обязанность по репатриации, если он застраховал риски, обеспечил получение страховой выплаты, если в отношении него введены меры ограничительного характера.
Также обязанность считается исполненой в случае, когда резидент обеспечил получение денежных средств в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента (последний случай распространяется на обязанность, возникшую в силу законодательства о закупках).
Из каждого требования бывают исключения
Исключения из требования/обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении поставок нерезидентами товаров, услуг, работ, информации, прав и условия применения этих исключений можно найти в той же статье 19. Перечислим их тезисно, тем более, что для практического их применения необходимо обращаться к полному содержанию статьи.
Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
В целях исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами;
В связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией объектов за пределами РФ, влекущим местные расходы резидентов в стране заказчика (нерезидента);
При выставках и мероприятиях за рубежом;
При зачете требований в рыбном промысле;
При зачете требований по договорам перестрахования;
При зачете между транспортными организациями;
При зачете в экспорте и транзите природного газа;
При зачете однородных требований по договорам займа;
При договоре займа для финансирования инвестиционной и (или) инновационной деятельности;
При проведении зачета по услугам международной электросвязи, роуминга;
По зарубежным счетам государственных ВУЗов Российской Федерации;
Важно! Новое исключение с 01.01.2021 года. При проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов).
Как выглядят санкции за нарушение валютного законодательства
В июле 2020 года глава государства Владимир Путин подписал закон, смягчающий санкции за нарушения валютного законодательства.
Так, например, с 31 июля 2020 года для участников ВЭД за впервые совершенное правонарушение, касающееся нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение или штраф от 5 до 30 % непоступивших средств. Для профучастников ВЭД – это предупреждение или штраф от 3 до
5 %.
Резидент больше не привлекается к административной ответственности по ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП, если причитающиеся ему по внешнеторговому договору средства в установленный срок были зачислены на зарубежный счет и в течение 45 дней с этой даты переведены им на свой счет в уполномоченном банке.
Также ответственность не применяется к резиденту, если он исполнил обязанность по репатриации средств не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока.
Полностью отменяется административная ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта, если сумма обязательств по договору не превышает 200 тыс. руб.
Кроме того, ответственность за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности, а также подтверждающих документов и информации по валютным операциям наступает, только если они представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после установленного срока.
Несмотря на смягченные санкции, зона ответственности за невозвращение валютной выручки остается. Здесь можно отметить санкции таких статей Кодекса об административных правонарушениях, как:
Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц в размере:
На организации и ИП - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
На должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц в размере:
На организации и ИП:
1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, на сумму, перечисленную с нарушением срока;
От 3 до 10 процентов суммы не возвращенных в установленный срок денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в валюте РФ;
От 5 до 30 процентов суммы не возвращенных в установленный срок денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте.
На должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Наказание за нарушения правил репатриации, если причитающаяся сумма в течение 1 года по одной или нескольким сделкам превысила 100 млн рублей и если действия (бездействия) не содержат уголовно-наказуемого деяния:
На организации и ИП:
1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, на сумму, перечисленную с нарушением срока;
От 75 до 100 процентов суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
На должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Наравне с административной ответственностью не исключается и уголовная ответственность. В частности, в тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.
Новости для экспортеров
В конце июня Минфином был опубликован законопроект о поэтапной — с 2021 по 2025 год — отмене обязательной репатриации валютной выручки для несырьевых неэнергетических экспортеров. Минфин предлагает план по аналогии с отменой репатриации в рублях для сырьевых экспортеров, которая была принята ранее. Так, с 2021 года будет отменена репатриация средств до 10% суммы внешнеторгового договора между резидентом и
нерезидентом, с 2022 года — не более 30%, с 2023 года — не более 50%, с 2024 года — 70%, с 2025 - в отношении всей суммы.
Законопроект находится на стадии размещения текста проекта, но тем не менее намерение показывает очередной шаг навстречу бизнесу. И как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, «репатриация не обеспечивает достижение макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. Репатриация и ограничения по зарубежным счетам являются ограничениями, влияющими на свободы и гибкость экономических отношений между резидентами и нерезидентами, препятствуют экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из Российской Федерации.»
Еще одна интересная инициатива теперь уже со стороны Минэкономразвития России.
В первой декаде сентября Минэкономразвития России внесло разработанный проект постановления на рассмотрение в Правительство РФ. Проект называется «Об утверждении перечня услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание
нерезидентам услуг».
Основная цель проекта определить виды услуг, в отношении которых будет действовать норма, предусмотренная в Федеральном законе от 7 апреля 2020 г. No 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В случае принятия постановления с 2021 года российским экспортерам ИТ-услуг и услуг в сфере образования не придется зачислять на свои банковские счета валютную выручку, если такая выручка будет использоваться для выполнения обязательств перед иностранными контрагентами, т.е. в случае зачета встречных требований. В дальнейшем возможно включение в соответствующий перечень иных видов услуг, где деловая практика предполагает возможность зачета встречных требований.
Остается надеяться, что государство продолжит путь либерализации валютного законодательства, а бизнесу остается ожидать полной отмены репатриации валютной выручки и возможности зачета средств с переходом на риск-ориентированный подход к контролю за «сомнительными валютными операциями».