Современная таможенная декларация

Цифровизация давно стала частью нашей жизни. В новый современный формат работы перешло и таможенное администрирование. Сегодня среднее время автоматического выпуска декларации занимает всего пять минут! Какие же ещё меры направлены на удобство для бизнеса? И что изменит реформа ФТС России? Масштабная реформа, определившая вектор развития российской таможни, завершилась в 2020 году. И сегодня результаты говорят сами за себя! Во-первых, в рамках комплекса мер было создано шестнадцать Центров электронного декларирования. В их числе региональные таможни, три морских, одна авиационная, две специализированные (энергетическая и акцизная). Ранее в стране было более шестисот мест для подачи деклараций, а сегодня, благодаря автоматизации и налаженному режиму работы, со всем массивом справляются всего шестнадцать. Во-вторых, автоматизировались цифровые взаимоотношения с бизнесом. По данным ФТС России, в автоматическом режиме выпускается уже 86% импортных деклараций и 93,7% экспортных (от объема товарных партий, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска). Если говорить об общем объеме экспортных деклараций, то полностью автоматически (без участия инспектора) сейчас выпускается более 40%. И в планах не останавливаться на этом показателе, а к концу 2021 года достигнуть отметки в 50%. Для успешной работы без перебоев уже начато строительство главного Центра обработки данных, - ввести его в эксплуатацию планируют в 2023 году. Что же такая автоматизация даёт бизнесу? Безусловно, это удобство совершения таможенных операций за более короткий срок. Среднее время таможенного оформления, даже с учетом рисков поставок и всех экспертиз, сегодня составляет шесть-семь часов для импорта и несколько часов для экспорта. Автоматически же выпущенная декларация занимает всего пять минут. В-третьих, реформа поспособствовала развитию электронного межведомственного взаимодействия. Одной из причин стало то, что в систему ФТС попадает множество запросов, связанных с другими ведомствами. Например, если речь идёт о санитарных или иных особых грузах. Без оперативного сотрудничества тут не обойтись. Ещё одна причина - проход груза через другие границы: например, из Белоруссии или Казахстана. И так как в такой ситуации важна информация о всех передвижениях товара, в ФТС считают важным решить вопрос с интеграцией систем в рамках ЕАЭС. Поэтому в текущем году ведомство нацелено на максимальную оптимизацию процессов взаимодействия Центров электронного декларирования с постами и таможнями фактического контроля.