Много лет работая в сфере внешнеэкономической деятельности, можно заметить, что не все знают, какие шаги должен сделать импортер, чтобы его товар был ввезен на территорию России, соответствовал всем нормам закона и в течение 3 лет у контролирующих органов не возникло вопросов. Мы максимально постарались не упустить ничего из виду и дать вам исчерпывающую информацию.
Если вы планируете стать участником ВЭД, достаточно открыть общество с ограниченной ответственностью на общей системе налогообложения, оформить ЭЦП для таможенных целей и зарегистрироваться в «Личном кабинете участников ВЭД» на официальном сайте Федеральной таможенной службы. Регистрация участника ВЭД в таможенных органах происходит с первой подачей декларации в электронном формате.
1 шаг. Составляем техническое задание.
Этот шаг забывают сделать многие участники ВЭД, но он настолько важен, что его никак пропустить нельзя. Именно от него зависит, какой товар и по какой цене вы получите на выходе, будет ли он отвечать вашим требованиям и соответствовать ожиданиям. Здесь также неплохо определить такие параметры, как объем закупок и скорость поставки.
2 шаг. Поиск поставщика, его проверка.
Поиск может осуществляться как в онлайн-пространстве через бизнес-агрегаторы, так и офлайн - на отраслевых и тематических выставках, в бизнес-турах, через компании-посредников (нужно быть осторожным), по знакомству. На что нужно обратить внимание: минимально возможная партия закупки, наличие полного пакета документов на товар.
Что касается проверки, то здесь нужно приложить максимум усилий. Для этого воспользуйтесь сервисами, информационными системами, сделайте запрос в ТПП иностранного государства.
3 шаг. Определение наиболее подходящего кода ТН ВЭД.
Правильное определение кода ТН ВЭД способствует верному исчислению таможенных платежей, применению мер нетарифного регулирования; проще понять, какие могут потребоваться лицензии, сертификаты, разрешительные документы. Не стоит забывать, что нельзя выбрать понравившийся код, где указаны наименьшие ставки и пошлины, код должен соответствовать документам на товар.
В подборе кода ТН ВЭД есть замечательные помощники. Это информационно-аналитические справочники. Наиболее известные из них это «ВЭД-Инфо», «ВЭД-Алфавит» - ими просто пользоваться и они позволяют определиться с классификацией кода товара, узнать перечень необходимых разрешительных документов для ввоза товара на территорию Российской Федерации, получить информацию о запретах и ограничениях.
Есть еще один нюанс: подобрав подходящий код ТН ВЭД, вы можете оптимизировать свои расходы.
4 шаг. Ведение переговоров, предварительная договоренность о стоимости товара.
Про этикет ведения переговоров говорить не будем, но скажем о видах переговоров в зависимости от их целей: переговоры-знакомство (так называемые представительские) – не преследуют цели заключения конкретных соглашений; переговоры по техническим условиям – здесь оговаривается номенклатура, характеристики, комплектность, вопросы монтажа и т.п.; переговоры по коммерческим вопросам – с целью обсуждения основных условий сделки и подписания контракта.
Если обобщить сказанное, то переговоры вы будете вести исходя из конкретного товара и технического задания, которое вы для себя прописали в первом шаге. А вот предварительная договоренность о цене товара позволит вам приблизительно просчитать таможенную стоимость товара.
5 шаг. Запрос образцов товара и их ввоз для сертификации.
Не упускайте этот шаг ни в коем случае! Иначе вы можете лишиться товара или потерять огромные деньги. Уже много лет законодательством предусмотрено проведение испытаний товара, сертификация продукции на предмет соответствия товара техническим регламентам. Декларация на товар подается именно с указанием, что товары являются образцами.
6 шаг. Получение сертификата соответствия или декларации о соответствии, подтверждающих соответствие товара требованиям технических регламентов.
Есть совершенно четкий порядок действия для получения сертификата соответствия или декларации о соответствии, который включает заключение договора с сертификационным центром, ввоз образцов, предоставление документов, передачу товара в испытательную лабораторию и получение сертификатов соответствия или декларации о соответствии.
7 шаг. Утверждение маркировки товаров ЕАС, направление этикетки производителю для нанесения на товар.
Логотип ЕАС, нанесенный на товар, сообщает потребителю, что на продукцию оформлен сертификат или декларация соответствия. Товары должны быть промаркированы до прибытия товара на территорию ЕАЭС, а значит вы должны позаботиться, чтобы импортный поставщик нанес знак ЕАС на каждую единицу продукции и упаковку. Будет жаль, если товар будет конфискован или отправлен обратно на реэкспорт в страну отправления. Также необходимо помнить, что не весь товар подлежит маркировке знаком ЕАС.
8 шаг. Выбор схемы работы.
На этом этапе вы можете выбрать схему работы – под контракт клиента, под ЭЦП таможенного представителя или по агентским схемам с Уполномоченным экономическим оператором.
Ни в коем случае не рассматривайте схемы работы с «карго», серых брокеров, контракт брокера.
9 шаг. Заблаговременное согласование контракта с банком.
Чтобы снизить риски нарушения требований валютного законодательства, покажите контракт своему менеджеру в банке.
Необходимость поставить контракт на учет в банке и получить уникальный номер возникает, если его стоимость равна или превышает 3 млн рублей.
10 шаг. Заключение контракта и заказ товара.
Один из самых ответственных шагов. Благодаря ему вы станете собственником товара, будете совершать платежи и доставку и соблюдать все существенные условия сделки. Что важно, контракт составляется на двух языках – на русском и на языке страны-контрагента, например, если договор заключается с китайским экспортером, то договор должен быть на русском и на китайском соответственно.
11 шаг. Выбор маршрута перевозки (ж/д, скорый поезд, авиа, морской, авто) и заключение договора с транспортной компанией.
Чтобы запустить процесс доставки своего груза, вам потребуется: рассмотреть несколько коммерческих предложений от компаний-грузоперевозчиков; выбрать наиболее выгодный тип транспорта и маршрут; изучить документы перевозчика на предмет соответствия требованиям законодательства; обратить внимание на критерии предоставления информационной поддержки, сроки доставки, гарантии безопасности.
12 шаг. Оплата по договорам на товар и транспортировку товара.
При заказе товара оптимальным для вас будет внесение платежей 30/70%.
13 шаг. Инспекция груза.
На этом шаге необходимо приложить все усилия и проинспектировать груз до момента отправки и до перечисления оставшейся суммы 70% по договору. Инспектируется груз по следующим критериям: внешний вид, комплектность, свойства, функционал самого товара, правильность упаковки и маркировки. Инспекция – это гарантия того, что товар вы получите в полном соответствии с заказанной спецификацией и в надлежащем виде.
14 шаг. Обеспечить денежными средствами таможенное оформление товара.
С введением сервисов ФТС – «Личный кабинет участника ВЭД» у участников ВЭД появилась возможность вносить денежные средства на свой лицевой счет, совершать платежи, оперативно получать информацию об остатках.
Из практики, таможенные платежи могут составлять от 30% до 100% от стоимости товара.
15 шаг. Осуществить электронное предварительное информирование таможенных органов не позднее, чем за 2 часа до пересечения границы.
Предварительное информирование можно осуществить через «Личный кабинет участника ВЭД», с целью ускорения совершения таможенных операций на товары, перевозимые морскими (речными) судами и воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом.
16 шаг. Либо подача транзитной декларации, либо помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Здесь подается либо транзитная декларация, либо декларация на товары для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в Центры электронного декларирования.
17 шаг. Подготовка и подача декларации на товары.
Участники ВЭД обязаны заявить в таможенные органы детальные сведения о ввозимых грузах, т.е. подготовить декларацию на товары. Она содержит подробную информацию о компаниях, участвующих во внешнеторговых операциях и оформлении грузов, об особенностях сделки и о характеристиках товаров. В основном информация для заполнения берется из коммерческих, транспортных и иных документов, но ряд граф заполняется с помощью расчетов, например, графа с таможенной стоимостью и с таможенными платежами.
18 шаг. Осуществить таможенные платежи ФТС на этапе таможенного оформления (проверки декларации на товары таможенным инспектором).
19 шаг. Выпуск товара.
После завершения таможенным инспектором проверки груза, декларации на товары и в случае отсутствия нарушений, - товар приобретает статус «выпущен для свободного обращения».
20 шаг. Доставка товара до склада.
Принятый на хранение в зону таможенного контроля или склады временного хранения груз выпускается при наличии статуса «выпущен для свободного обращения». Вы становитесь полноправным собственником груза и имеете возможность транспортировать его в любой склад.
21 шаг. Организовать хранение всей документации по импортируемому товару не менее 3 лет.
Этот шаг важен так же, как и первый. Таможенный орган вправе осуществить таможенный контроль после выпуска товаров до истечения 3 лет.
Контроль проводится в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров - в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В случае, если будут выявлены нарушения, то импортеру могут быть доначислены и (или) довзысканы таможенные и иных платежи, изъяты товары, в отношении него могут быть возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
В этой статье мы с вами рассмотрели 21 шаг импорта. На самом деле, их может быть чуть больше, или наоборот меньше, – все зависит от специфики товара, выбора транспорта, места доставки и т.д., но мы точно уверены, что, сделав эти шаги, вы с легкостью импортируете товар на территорию ЕАЭС.
567
Опубликовано: 03.02.2022

Оставить комментарий