ЕАЭС. Серый импорт, или точка невозврата
ЕАЭС – это новаторский проект, в котором учитываются интересы всех стран-участниц, затрагиваются глубокие региональные интеграционные процессы и воедино сводятся позиции всех стран.
Его цель – модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения.
Единая политика в отраслях экономики, общие рынки энергоресурсов, промышленность и агропромышленность, техническое регулирование, торговля и таможенное сотрудничество – интеграционные процессы, ведущие к взаимовыгодному сотрудничеству и позволяющие повысить рейтинг ЕАЭС в глобальной конкурентоспособности.
По данным швейцарской некоммерческой неправительственной организации – Всемирного экономического форума (The World Economic Forum), ЕАЭС в 2018 году находился на 45-м месте из 140 экономик, а в 2017 – располагался на 50-м месте из 188 экономик.
Таможенное сотрудничество в границах ЕАЭС имеет первостепенное значение для соблюдения экономических и торговых интересов страны.
Это достаточно сложный вопрос, так как ФТС России, однажды взяв курс на цифровизацию, разогнала маховое колесо до огромной скорости. Обратная ситуация наблюдается в союзных государствах.
Внутренняя структура и законодательство стран-участниц находится на этапе построения и дальнейшего внедрения цифровизации в работу таможенных органов. За счет такой разницы в законодательстве и послабляющих условий некоторые союзные государства еще имеют возможность оформления «серого» импорта.
В целом, эта практика изживает себя за счет внедрения понятий добросовестности участников ВЭД, подписания Хартии добросовестных участников ВЭД, вхождения в низкий уровень риска при таможенном оформлении. Благодаря комплексному подходу со стороны контролирующих и фискальных органов, росфинмониторингу, внедрению национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, «серый» импорт приходит к точке невозврата и изживает себя. .[1,3,4,5,6]
Цифровизация. Враг или помощник бизнеса?
В 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа послужила основной отправной точкой, и сегодня цифровизация (в самом широком ее понимании) находится в центре внимания общественности и исследователей.
К цифровизации относятся все цифровые технологии, в том числе технические средства и программные решения, которые способствуют гибкости компаний, умению быстро приспосабливаться к реалиям современного дня. .[1,7]
Цифровизация позволила выйти на принципиально новый уровень отношений между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества.
Ключевые позиции цифровизации
1. Центры электронного декларирования
В рамках Комплексной программы развития ФТС России реализовывались мероприятия по концентрации декларирования товаров на таможенных постах–центрах электронного декларирования, которые должны стать основными местами электронного декларирования товаров.
На сегодня созданы 10 центров электронного декларирования из 16 планируемых (8 региональных, 2 областных, 6 специализированных). В них оформляется порядка 60% всего декларационного массива страны, плановый показатель – 95-99%.
Приоритет электронного декларирования товаров и взаимодействия государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, предусмотренный в ТК ЕАЭС, направлен на упрощение таможенных операций и ускорение их совершения, что в конечном итоге должно способствовать развитию внешнеэкономической деятельности.
2. Другие электронные сервисы
Информационные сервисы таможенных органов дают нам возможность:
• Формировать электронные документы (декларации, уведомления, отчеты, описи и т.д);
• Отправлять электронные документы в таможенные органы;
• Хранить электронные документы;
• Запрашивать и получать информацию от органов.
Пример: процедура подачи декларации в электронном виде:
• Формирование пакета документов, отправка в формате XML на ближайший таможенный пост;
• Проведение проверки правильности заполнения декларации товара. В случае отсутствия ошибок – регистрация, либо направление уведомления в случае обнаружения ошибок;
• Взаимодействие инспектора с декларантом посредством запросов; • Все действия со стороны таможенных органов носят уведомительный характер, посредством электронного документооборота.;
• Процедура считается завершенной после появления статуса «Выпуск разрешен».
Преимущества такого декларирования:
• Процесс автоматизирован, что позволяет подать декларацию в короткие сроки и самостоятельно следить за процессом ее рассмотрения;
• Короткие сроки электронного таможенного декларирования;
• Не требуется присутствие заявителя;
• Процедура выполняется по стандартной и прозрачной схеме.
В доклад включен наиболее частый пример взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД посредством внедренных сервисов.
Цифровизация является современным своевременным помощником бизнеса, ведущим к упрощению и открытости, прозрачности действий всех сторон, способствует решению задач расширенного формата. .[1,7]
Единый ТРОИС – реалии и перспективы
Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности является главным барьером на границе, препятствующим свободному перемещению контрафактной продукции. [1,3]
Реестр ТРОИС будет содержать данные по любому товару всех стран-участниц ЕАЭС с возможностью внесения и получения сведений из него.
Включая свою торговую марку в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), правообладатель получает право на защиту своих интересов.
Правообладатель, используя механизм ТРОИС, непосредственно взаимодействует с таможенными органами и тем самым защищает свои права от недобросовестных участников ВЭД.
Система Управления рисками
Еще одним ключевым моментом по защите прав добросовестных участников ВЭД таможенными органами и по уходу от теневого бизнеса является расширение «зеленого сектора» бизнеса или сектора с минимальным риском.
«Зеленый сектор» – это упрощение и ускорение таможенных операций. ФТС заинтересована в развитии «зеленого сектора» как инструмента, позволяющего развивать экономику страны (развитие производства, увеличение торгового оборота).
При этом, отметим, что качество таможенного администрирования за счет проведения контроля после выпуска товаров не снижается.
В основу «зеленого сектора» положена система управления рисками, основанная на распределении участников ВЭД по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий). Ключевым показателем является факт присвоения категории риска в зависимости от оценки вероятности нарушения таможенного законодательства с дифференцированным применением мер таможенного контроля.
Смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров» обеспечивает снижение издержек законопослушных участников при совершении таможенных операций при таможенном декларировании товаров и снижение административного воздействия.[1,3]
В цифрах. Расчет на II квартал 2019 года показал, что в категорию низкого уровня риска вошли 9053 организации, среднего – 93487, высокого – 10781. Доля автоматически выпущенных деклараций на товары в отношении участников ВЭД низкого уровня риска в 2019 году должна была составить по экспорту – 60%, по импорту – 50%, в 2020 году она должна была составить уже 80% и по экспорту, и по импорту.
Обязательная маркировка товаров
До 2024 года будет создана национальная система единой цифровой маркировки товаров. Каждому социально значимому товару на территории Российской Федерации будет присвоен уникальный код, по которому будет прослеживаться весь процесс от производителя или импортера до конечного потребителя.
Маркировка коснется следующих категорий участников рынка:
• Производители и импортеры — нанесение цифрового кода на товар, занесение его в национальную систему «Честный знак»;
• Логистические компании и оптовики — отражение движения товара; • Розница — реализация товара потребителям с внесением сведений о выбытии товара из оборота.
Маркировка товаров – это комплексное решение задачи по защите потребителей от нелегальной и контрафактной продукции, ликвидация «серого» импорта, оптимизация бизнес-процессов, увеличение таможенных и налоговых сборов. Маркировка товаров предусмотрена федеральным законодательством. Для каждой категории товаров предусмотрены экспериментальные периоды добровольной маркировки товаров. Нарушение условий маркировки товаров несет наложение административного наказания в виде штрафа или предупреждения.
Выводы
В результатах внешнеэкономической деятельности заинтересованы и государство, и таможенные органы, и субъекты внешнеэкономической деятельности.
Таможенное законодательство находится в стадии совершенствования, в динамичном развитии. Дальнейшее развитие законодательства в целенаправленном и системном ключе приведет к защите прав добросовестных участников ВЭД таможенными органами и уходу теневого бизнеса в прошлое.
Таким образом, Федеральная таможенная служба за счет автоматизации и стандартизации процессов таможенного оформления далеко шагнула по уровню цифровизации, успешно включив в работу участников ВЭД, склонив их к добропорядочности.
Исключены контакты таможенного инспектора с участником ВЭД за счет подачи электронных деклараций, а значит, уходит субъективизм. За счет унификации решений по стандартным штатным ситуациям идет ускоренный выпуск.
Подписание Хартии добросовестных участников ВЭД приводит к улучшению делового климата в отношениях с таможней и к снижению репутационных рисков. Обязательная цифровая маркировка товаров ведет к защите как добросовестных участников рынка, так и потребителей.
Вывод один, участниками ВЭД должен быть взят курс на «обеление» бизнеса, что, в конечном итоге, будет способствовать не только самостоятельному отстаиванию собственных прав, но и их защите таможенными органами.
432
Опубликовано: 20.05.2022

Оставить комментарий