В условиях активно развивающегося бизнеса неизбежно возникает потребность в осуществлении своевременной доставки товаров и услуг. Однако ввиду увеличения объемов международной
торговли, технически сложных товаров, а также количества компаний на рынке, готовых оказывать услуги по доставке, конечный потребитель предъявляет самые высокие требования, что заставляет
транспортные компании ставить перед собой все больше и больше задач, оптимизировать все процессы, чтобы усилить свои преимущества и сохранить конкурентоспособность на рынке.
Одной из новых управленческих концепций, появившейся в результате эволюции транспортно-экспедиционного рынка, стала стратегия управления цепями поставок. Если сравнивать с логистикой
в целом, то появление данной ниши рынка действительно случилось не так давно, она была разработана в 1982 году британским профессиональным логистом Кейтом Оливером, тогда как основные логистические принципы применялись еще с древних времен.
Впервые определение «Логистика» было дано в Византии и обозначало искусство снабжения армии и управление ее перемещением, что позволяет видеть корни возникновения данного термина. Как ни странно, но потребность в контроле и управлении перемещения впервые возникла именно в армии, а не в торговле. Однако, несмотря на столь раннее появление, о логистике как о науке начали говорить только в 19 веке.
Основоположником в этом направлении считается генерал Барон Антуан-Анри Жомини. В то время главный смысл логистики виделся также именно в армии, и, тем не менее, главным открытием
Жомини было расширение функциональности и значения данной науки. Так, он считал, что логистика – это не только перевозки, но и планирование, управление, снабжение, строительство коммуникаций. Именно это расширение данного термина дало основу для появления новых управленческих концепций, в том числе и для стратегии управления цепями поставок.
В современных бизнес-структурах двумя основополагающими элементами в системе логистического администрирования компании являются именно логистика и управление цепями поставок.
Итак, в настоящее время определение двух этих неразрывно связанных элементов звучит следующим образом:
Управление Цепями Поставок – организованный, регулируемый и тщательно спланированный товарный поток, начиная от получения заказа до его доведения конечному потребителю;
Логистика – это спланированное, контролируемое движение или размещение людей и/или товаров, а также действия, поддерживающие такое движение или размещение и направленные на достижение специфических целей.
Исходя из вышеприведенных определений, основными объектами управления цепями поставок являются: движение материального, сервисного, финансового, информационного потоков.
При этом, материальный поток – основной, а информационный и финансовый – сопутствующие.
Дадим определения этим понятиям:
Сервисный поток – услуги, оказываемые сторонними организациями в рамках цепи поставок;
Финансовый поток – связь финансовых ресурсов с материальными, информационными и сервисными потоками в рамках цепи поставок;
Информационный поток – сопутствующий материальному потоку набор данных в виде речи, документов и других форм информации, предназначенный для реализации управленческих
функций в рамках цепи поставок;
Материальный поток – материальные ресурсы, находящиеся в движении, в отношении которых применяется логистическая деятельность, представляет собой физическое перемещение в
пространстве в рамках цепи поставок.
В своем проявлении любая цепь поставок начинается с заказа клиента и заканчивается доставкой ему необходимых товаров или услуг, и в ходе данного процесса происходит трансформация
различных потоков цепей поставок. Так материальные ресурсы превращаются в конечный продукт.
Также могут использоваться несколько звеньев, каждое из которых может принадлежать различным компаниям – контрагентам. Например, одна компания отвечает за погрузку, другая за хранение,
третья за доставку, четвертая за разгрузку.
В реальности таких компаний может быть множество, не только у начального звена цепи поставок, но и у исполнителей могут быть свои контрагенты. Однако наиболее безопасная и дешевая схема
доставки – использовать компании с наименьшим количеством подрядчиков.
Также в схему участников цепи поставок входят страховые компании, таможня, органы контроля и надзора. Таким образом, это очень сложная и многокомпонентная система, образующаяся вокруг
физического перемещения материальных ресурсов, которая требует проведения эффективного анализа, планирования и управления.
Для реализации этой задачи применяется метод процессной декомпозиции логистической системы, иными словами, разделение логистической системы цепей поставок на составляющие компоненты: снабжение, производство, распределение.
В рамках этих функциональных областей должны выполняться стандартные операции, такие как транспортировка, складирование, грузопереработка и прочие.
Между этими областями существует тесная взаимосвязь, и только в условиях их полной согласованности можно достигнуть главных логистических целей, а именно доставки до конечного
потребителя за максимально короткий срок и с минимальными потерями.
1344
Опубликовано: 01.03.2022

Оставить комментарий