Импортозамещение в 2022 году

Импорт Внешнеэкономическая деятельность Экономика

Импортозамещение в 2022 году обусловлено тем, что в отношении России было введено множество санкций, которые сильно повлияли на существующие цепочки поставок.
Поэтому обеспечение отечественной экономики многими товарами, в том числе из категории критического импорта, стало затруднительным и очень затратным. В этой связи наше Правительство установило программный курс на развитие собственного производства в проседающих отраслях экономики.

Однако в условиях санкций реализация импортозамещения не может проходить должным образом без решения ряда закономерных вопросов, среди которых:
1) В чем основная суть программы импортозамещения?
2) Что выгоднее всего производить в России в рамках программы импортозамещения?
3) Как и из чего производить в России в условиях санкций?
4) Существуют ли меры государственной поддержки, способствующие скорейшему развитию импортозамещения в России?
5) На каком этапе программа импортозамещения в России на текущий момент?

В чем основная суть программы импортозамещения?

Главная цель импортозамещения заключается в том, чтобы производить в России те товары, которые по причине политических настроений не могут ввозиться на территорию страны. В этой связи необходимо определить список актуальных категорий товаров, которые выгоднее всего производить в рамках программы импортозамещения.

Что выгоднее всего производить в России в рамках программы импортозамещения?

Популярные категории товаров должны формироваться исходя из потребностей населения и делового сектора. Вообще самый простой и логичный путь – это список отраслей, сформированный Правительством, в каких товарах экономика испытывает наиболее острую потребность. Однако пока такого списка нет, расскажем о нескольких способах самостоятельно определить нишу для импортозамещения.
1-й способ – производить товары тех брендов, которые ушли с российского рынка под собственной торговой маркой. Установить их поможет список параллельного импорта, опубликованный Минпромторгом, где перечислены те товарные знаки, оборот которых возможен без разрешения правообладателя. Таким образом, можно установить освободившуюся нишу и создать собственный продукт аналогичного или лучшего качества, однако список параллельного импорта не дает ссылку на конкретный товар, с его помощью возможно установить направление, определить товарную группу, но не конкретное наименование, для большей точности необходим более детальный анализ.
2-й способ – более глубокий анализ по базе, чтобы точно установить тот товар, в котором в настоящий момент существует потребность. Для проведения такого исследования потребуется статистическая выгрузка структуры импорта из недружественных стран до 24 февраля 2022 года и после и ее глубокий анализ, чтобы определить, поставка каких товаров была наиболее популярна ранее, а в настоящий момент заметно просела или исчезла вовсе – это именно та категория, которая будет востребована на рынке.

Однако проблема в том, что открытых статистических данных сейчас не найти, информация о ВЭД в открытом доступе присутствует только по январь 2022 года, помочь с актуальной аналитикой могут специалисты Digital Ved. На платформе можно заказать такое исследование и получить исчерпывающий перечень наиболее востребованных категорий товаров.

Исходя из статистики за 2021 год, структура импорта Российской Федерации на 52% состоит из высокотехнологичных товаров, таких как машины и оборудование, основным поставщиком которых до настоящего момента были европейские компании. Они же производят детали и сменные части для станков. Помимо того, что для организации новых производств потребуется закупка современного оборудования, те машины, которые сейчас функционируют на предприятиях, будут также выходить из строя и требовать своевременного обслуживания, поэтому высочайший спрос в ближайшее время ожидается на сменные инструменты, детали, подверженные высокому износу.

Чаще всего это различные втулки, валы и другие подвижные механизмы, не требующие существенного уровня технологий для их производства. Организовать завод по изготовлению таких деталей будет хорошим решением, при этом сырьевая база доступна в нашей стране.
В реалиях экономических санкций мы также остались без поставок IT-инфраструктуры, кроме того, ведущие мировые компании приостановили работу на российском рынке, среди них и Microsoft, и Acronis, и Nvidia, и другие.

Это значит, что в недалеком будущем обычный компьютер может стать для рядового гражданина непозволительной роскошью, а если учитывать, что большинство современных компаний попросту не смогут осуществлять производственную деятельность без использования систем безопасности, работы с данными, иных сервисов, то локализация IT-инфраструктуры – это очень перспективное направление, которое также хорошо спонсируется государством. Уже сейчас введены специальные меры поддержки отрасли, в том числе рядовых специалистов, работающих в данной сфере.

Если немного отклониться от импортозамещения и посмотреть в сторону выхода на внешние рынки, то сейчас отличная возможность занять освободившиеся ниши в категории энергозатратных производств, например, металлургии. Отказавшись от российского газа, многие ведущие европейские компании тяжелой промышленности вынуждены останавливать деятельность ввиду крайне высоких цен на энергоносители. Россия в этой части находится в самом выгодном положении, а потому может предложить потенциальным покупателям более интересные условия.

Строительные материалы и все, что связано с данной сферой – еще один очень перспективный вид деятельности уже сейчас. Вопреки ожиданиям экспертов, стремительной «просадки» рынка строящегося жилья с большей долей вероятности не произойдет, так как даже в условиях повышенной ключевой ставки государство выразило желание поддерживать отрасль и способствовать предоставлению ипотечных кредитов на индивидуальных условиях за счет бюджетных средств.

Также не стоит забывать о том, что по окончании военных действий будет производиться активное восстановление Донецка и Луганска, вследствие чего возникнет огромный спрос на товары строительной отрасли.

Также очень важно учитывать, что в условиях санкций производство готовых изделий осложнено из-за отсутствия компонентов. Так, например, в рамках проведенного нами опроса среди крупнейших производственных компаний мы попытались выяснить, каких компонентов не хватает в той или иной отрасли:
• Автопроизводители заявляют, что оказались без краски для кузовов и клея, а также различных видов технических жидкостей: моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, антифриз. Помимо этого ощущается острая нехватка блоков для систем ЭРА-ГЛОННАС, систем ABS, ESP и подобных контрольных модулей
• Производители офисной бумаги испытывают острую нехватку химических отбеливателей

Таким образом, ситуация показывает, что помимо нехватки непосредственно готовых изделий на рынке в связи с уходом основных поставщиков также существует нехватка компонентов для производства этих изделий. В этой связи вопрос с поиском этих компонентов очень актуален. Также при всех очевидных плюсах производства в России, среди которых дешевый рубль, сравнительно недорогая рабочая сила, невысокие налоги, одной из главных проблем в текущих реалиях является острая потребность в сложном технологическом оборудовании для организации линий и цехов. Ранее такое оборудование преимущественно поставлялось из Европы, сейчас приходится перестраивать цепочки поставок.

Как и из чего производить в России в условиях санкций?

Пожалуй, один из основных вопросов при реализации программы импортозамещения – это дефицит комплектующих. На текущий момент выход – это поиск новых поставщиков и переориентация логистических маршрутов. С учетом того, что ситуация развивается очень стремительно, каждый предприниматель максимально заинтересован как можно быстрее занять освободившиеся ниши, чтобы обогнать конкурентов, а потому времени на аналитику и поиск крайне мало. Большим преимуществом в текущих реалиях может стать наличие автоматизированных сервисов, готовых баз данных с альтернативными поставщиками и их ценами. Такая возможность реализована в рамках мультисервисной платформы Digital Ved, пользователю не нужно нанимать финансовых аналитиков, тратить драгоценное время на самостоятельный поиск данных.

Все сведения уже имеются в базе данных, необходимо лишь найти нужный товар, и программа сама покажет всех доступных поставщиков и их цены, останется только выбрать подходящий вариант, проверить его надежность, рассчитать логистику, построить финансовую модель и можно начинать работу. Но и эти действия также доступны в несколько кликов с помощью платформы.

Так производитель в режиме одного окна и в максимально короткие сроки сможет организовать закупку и доставку необходимого оборудования или компонентов.

При импорте иностранных товаров очень важно уделять пристальное внимание проверке поставщика, оценке его благонадежности, так как от этого напрямую зависит сохранность денежных средств, также необходимо организовать инспекцию как на самом производстве поставщика, так и в процессе консолидации. Этот момент очень важен не только с точки зрения минимизации рисков порчи товаров, но и с точки зрения обеспечения высоких стандартов качества в процессе его производства.

Оборудование и исходное сырье напрямую влияет на качество продукта на выходе, и если в будущем компания смотрит в сторону масштабирования путем выхода на иностранные рынки, то соответствие нормам международных стандартов должно начинаться именно с поставщика.

Что касается проблем с нехваткой оборудования, то решить ее можно посредством организации параллельного импорта через посредников в Турции, Китае, либо открыв собственный торговый дом в одной из дружественных стран, но со временем поставщики все пристальнее осуществляют контроль за соблюдением санкций и зачастую отказывают в продаже при малейшем подозрении о связи покупателя с Россией. В этих случаях набирает популярность ввоз оборудования по запчастям и последующая сборка уже в России.

Ситуация с компонентами тоже довольно непростая, очень много товаров, особенно необходимых при производстве высокотехнологичных изделий, поставляется только из западных стран. Выход в этой связи – это только работа через торговые дома или посредников в дружественных странах, при том с точки зрения закона – это не всегда удорожание логистики, возможна организация импорта, например в Китай с транзитом через Россию, где впоследствии товар размещается на таможенный склад и меняется его собственник, так называемая «продажа в пути».

Однако для этих целей необходимо развивать транспортную инфраструктуру, строить больше логистических терминалов, таможенных складов и т.д. что тоже может быть одним из катализаторов импортозамещения, так как на такое строительство нужны ресурсы, а это дополнительный спрос.

Существуют ли меры государственной поддержки, способствующие скорейшему развитию импортозамещения в России?

Меры государственной поддержки бизнеса в условиях санкций очень важны, потому что одного желания бизнеса развивать новые отрасли в текущих реалиях недостаточно. В настоящий момент государством реализуется множество программ поддержки, ознакомиться с ними можно на сайте Правительства по ссылке http://government.ru/sanctions_measures.

Одними из значимых для программы импортозамещения являются обнуление ставок ввозных таможенных пошлин более чем на 1000 кодов ТН ВЭД ЕАЭС, а также продление действующих сертификатов соответствия и введение упрощенной формы подтверждения соответствия. Также значительную роль в условиях критической нехватки на рынке блоков ЭРА ГЛОННАС сыграло введение меры, позволяющей ввозить готовые автомобили, не оснащенные этой системой.

На каком этапе программа импортозамещения в России на текущий момент?

Темп реализации импортозамещения в России, несмотря на серьезную востребованность, недостаточно высокий, что является следствием совокупности существующих проблем в логистике и ВЭД в целом. Так, в связи с санкциями серьезно пострадал банковский и биржевой сектор, с рынка практически исчезли такие финансовые инструменты, как хеджирование валютных рисков.

Немаловажно и то, что логистическая инфраструктура на текущий момент развита недостаточно – количество терминалов и их пропускная способность на границах и внутри страны не позволяют обрабатывать большие грузопотоки, в подтверждение тому – длившийся практически весь 2021 год транспортный коллапс в портах Владивостока.

Выводы

1. Импортозамещение – это необходимая и во многом спасительная мера в текущих экономико-политических реалиях;
2. В условиях санкционного давления наиболее актуальные вопросы на этапе реализации программы импортозамещения – это как и из чего производить в России;
3. Наиболее популярные товары для производства в России – это продукция ушедших с отечественного рынка брендов, а также товары критического импорта, необходимые для нормального функционирования различных отраслей экономики;
4. В целях успешной реализации программы импортозамещения и стимулирования ВЭД в целом государство оказывает бизнесу поддержку в самых разных сферах экономики и жизнедеятельности;
5. На текущем этапе по причине ряда закономерных сложностей реализация программы импортозамещения в России движется недостаточно высокими темпами.

214
Опубликовано: 28.09.2022

Оставить комментарий