Недавно в одном из интервью с председателем Общественного совета при ФТС России Леонидом Лозбенко был произнесен один тезис, который может отразить всю суть Стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 года: «Контроль как сервис»!
Что скрывать, многие из нас привыкли воспринимать таможенные органы и прохождение таможни как барьер к осуществлению своей деятельности.
Не будем вдаваться в подробности, просто скажем, что отчасти это результат наших с вами (участников ВЭД) последовательных действий и желания сэкономить, пусть и не всегда законно.
Галина Баландина, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, на своем выступлении в сентябре в Новороссийске на V конференции «ВЭД, таможня, логистика — 2020», ссылаясь на информацию Правительства РФ, привела такие цифры:
• Объем теневого рынка товаров легкой промышленности составил 1 трлн рублей — 30% суммарного объема ввозимых и производимых на территории России товаров всей отрасли;
• От 20 до 60% оценивают долю поставщиков, использующих схемы «серого» импорта;
• От 10 до 20% — доля продукции, реализуемой с нарушениями законодательства о защите интеллектуальной собственности. Производители одежды и обуви из кожи называют долю 40-50%;
• 45% — доля производителей, нарушающих законодательство о
техническом регулировании.
Одним словом, при таком подходе контроль не может выступать сервисом.
Нужен качественно новый подход и переосмысление всей деятельности – как работы таможенных органов, так и работы участников внешнеэкономической деятельности.
Незаметность для бизнеса и результативность для государства
Стратегия развития до 2020 года и разработанные нормативные акты, проведенная работа по достижению и реализации всех планов послужили отличным фундаментом для создания Стратегии развития ФТС РФ до 2030 года.
Конечно, не все плановые показатели Стратегии-2020 исполнены, но результаты налицо: участниками ВЭД активно используется личный кабинет на сайте ФТС, запущено порядка 40 сервисов, осуществлен переход на единые лицевые счета, автоматизировали систему управления рисками, уйдя от категорирования по отраслям, созданы 16 ЦЭДов вместо более чем 600 мест таможенного оформления. Есть еще масса положительных моментов, но и без нареканий со стороны участников ВЭД тоже не обходится, — тем не менее, проходит процесс «обкатки», и все
системы в скором времени будут настроены и заработают в полном объеме.
Например, при работе с Личным кабинетом участников ВЭД были отмечены следующие проблемы:
• Неполное отображение таможенных расписок;
• Сбои в формировании отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей;
• Сбой при заполнении статистических деклараций, когда приходилось начинать процедуру заполнения с нуля;
• Некорректное отображение информации по административным правонарушениям;
• Нестабильность работы сервера;
• Низкий уровень технической поддержки;
• Кадровый голод.
Работа ведется, процессы совершенствуются и отрабатываются. Всему свое время. По крайней мере, существующий уровень цифровизации здорово облегчил жизнь участников ВЭД. И самое
главное, что это не завершение всех процессов, а лишь начало следующего витка.
К слову, ФТС России первой позволила себе выстроить стратегию развития на столь длительный период — 10 лет, что послужило поводом для обсуждения во Всемирной Таможенной Организации, освещения и применения концепции разработки документа в работе таможенных органов других стран.
Таможня-2030
Одним из ключевых моментов выступает обозначение миссии Федеральной таможенной службы: «содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности».
Здесь нужно выстраивать работу своей компании исходя из миссии и принципов, на которых будет строиться работа всех таможенных органов. Это тренд.
Принципы, которые заложены в Стратегию-2030:
• Долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;
• Предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;
• Нацеленность на результат;
• Оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;
• Автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;
• Клиентоориентированность и бесконтактность;
• Обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности;
• Все преступления и административные правонарушения в таможенной сфере будут признаны одной из угроз безопасности страны.
Таможенные органы наделяются большими полномочиями и играют центральную роль в вопросах обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли.
Внедрение той же маркировки и прослеживаемости товаров, введение межведомственного взаимодействия с контролирующими структурами и обмен данными, информационные технологии
способствуют контролю за соблюдением таможенных процедур и быстрому реагированию.
Например, сегодня система управления рисками за 3 секунды оценивает товарную партию на риски, а обработка межведомственного электронного взаимодействия занимает 30 секунд.
Для более четкого понимания вектора развития таможенных органов и всех предпосылок для собственной работы давайте определим исходные точки.
Из точки А в точку Б
Что мы имеем сегодня: 2022 год — электронная таможня.
• Разделение на центры электронного декларирования – 16 ЦЭДов и таможенные посты фактического контроля;
• Единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля;
• Наполненный функционалом Личный кабинет участника ВЭД;
• Переход на Единые лицевые счета плательщиков;
• Скорректированная законодательно автоматизированная система управления рисками, определяющая без участия человека уровень риска участника ВЭД;
• Автоматизация процедур — регистрация деклараций на товары и их выпуск в автоматическом режиме;
• Введено обязательное предварительное информирование о товарах;
• Фокус внимания смещен на проведение таможенного контроля после выпуска товара.
За три года, пока создавалась «электронная таможня», были скорректированы целевые ориентиры и приоритетные направления дальнейшего развития таможенной службы. Например, в наши дни
большое распространение получила интернет-торговля.
Поэтому один из фокусов внимания направлен на организацию регулирования этого сектора экономики. Назрела необходимость включения транспортных расходов в таможенную стоимость товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, и дополнение порядка отложенного определения таможенной стоимости еще одним пунктом – когда ввозятся товары без определенной цены, но с определенным механизмом ее расчета. По факту, при разработке Стратегии-2030 были учтены все перспективные тенденции развития цифровых систем.
К чему мы должны прийти: 2030 год — интеллектуальная таможня
• Максимальная автоматизация всех рабочих процессов. Сегодня автоматизировано примерно 25% рабочих процессов, к 2024 году стоит задача автоматизировать 50 %, а к 2030 году – 100 %. К уже
реализованным относятся такие процессы, как регистрация деклараций на товары, их обработка и автоматический выпуск, автоматизированное категорирование и т.п.;
• Внедрение передовых технологий обработки больших массивов данных, например, по перевозкам, межведомственному электронному взаимодействию (помните, скорость ответа систем составляет 30 секунд), обмен данными с зарубежными таможенными органами;
• Применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров в целях проверки подлинности, соответствия и факта выдачи сертификата в единой электронной системе верификации (при условии регистрации в системе верификации сертификатов) без предоставления оригиналов при таможенном оформлении;
• Использование методов искусственного интеллекта для «бесшовной» омниканальной работы и прохождения беспрепятственного таможенного оформления для добросовестных участников ВЭД;
• Оценка риска каждой товарной партии в реальном времени;
• Электронное межведомственное взаимодействие;
• «Интеллектуальный пункт пропуска»;
• «Единое окно», сопряженное с системами «единого окна» зарубежных государств.
Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
Приоритетные направления, включенные в План
В ноябре 2020 года был согласован План мероприятий до 2024 года по реализации Стратегии-2030. В целом, реализация Стратегии – 2030 будет осуществлена в два этапа: 2021-2024 гг. и 2025-2030 гг.
К первостепенной реализации плановых мероприятий относятся: разработка модели «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта, создание условий для формирования единой системы транзита товаров, развитие института уполномоченного экономического оператора с учетом международных стандартов, функционирование информационного трансграничного
взаимодействия между таможенными службами через «единое окно», развитие таможенного администрирования интернет-торговли, развитие системы управления рисками (СУР).
Далее к окончанию срока реализации Плана мы увидим: Главный центр обработки данных ФТС России, внедрение в таможенные бизнес-процессы элементов искусственного интеллекта,
повышение уровня автоматизации механизмов проведения валютного контроля, классификации товаров, уплаты таможенных платежей. Конечно, это лишь малая часть плановых мероприятий, но
показательная.
Давайте остановимся на наиболее интересных, на наш взгляд, пунктах, которые традиционно вызывают больше всего вопросов.
Искусственный интеллект и интеллектуальный пункт пропуска
По словам главы ФТС В. Булавина, «таможенные органы планируют научить системы "думать" над сложными таможенными процессами и решать задачи, связанные с обработкой больших массивов данных». Мало в наши дни накапливать базы и данные, необходимо уметь их анализировать и заставлять принимать решения.
Автоматические системы будут осваивать все таможенные процессы и научатся решать широкий спектр задач. Одна из них – возможность обработки большого объема информации с аналитическим многоуровневым подходом. Для этого в Твери строится главный ЦОД ФТС с большими мощностями, потребность в которых возрастает кратно.
Что касается интеллектуального пункта пропуска, то здесь уже разработана концепция, в которой прописана вся организация работы – от въезда транспортного средства, например, для автомобильного пункта пропуска, до его выезда за контрольные пределы.
Проработаны и определены все технологические операции и схемы, их взаимодействие и синхронизация с такими органами, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничный контроль и транспортный контроль. Речь идет о создании «одного окна» и задействовании инспекционно-досмотровых комплексов, сканировании транспортных средств и грузов.
Планируется, что физически работа будет строиться по следующей схеме: на единую информационную платформу будут поступать данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться. В результате на основе анализа будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно в работу включатся системы электронной очереди и диспетчеризации.
Слаженная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых товарных партий, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД.
Во-первых, речь идет о скорости, а, во-вторых, о полноте и комплексности всех проводимых мероприятий. Учитывая созданные ранее «зеленые коридоры» по обмену данными на международном уровне, пусть пока и в экспериментальном формате с сопредельными государствами, – открытость и прозрачность всех процессов возрастает.
Например, «Зеленый коридор» - российско-китайский проект по упрощению перемещения товаров. Таможенные органы обмениваются информацией по специальному алгоритму: стороной указывается уникальный идентификационный код, при помощи которого сверяются сведения, полученные от сопредельного государства, со сведениями, заявленными в декларации на товары.
Если сведения совпадают, компании-контрагенты находятся в списке участников коридора и являются добросовестными, то грузу обеспечено беспрепятственное прохождение таможни как для
импортируемых товаров, так и товаров на экспорт.
Развитие системы управления рисками
Система управления рисками — это основной инструмент, с помощью которого определяются объекты и формы таможенного контроля.
Инструмент построен на принципе использования ресурсов таможенных органов в целях наибольшей эффективности за счет их применения в наиболее рисковых операциях и послабляющих действиях для безрисковых или минимальных с точки зрения последствий возможных нарушений по группам товаров и добросовестным участникам ВЭД.
Категорирование проводится по совокупности определенных критериев частоты подачи деклараций на товары и уплаты участниками ВЭД всех пошлин и платежей.
Важно! Чтобы участник ВЭД мог быть отнесен к низкой категории риска, необходимо также его отнесение к низкой налоговой рисковой категории Федеральной налоговой службой.
Сегодня порядок проведения категорирования участников ВЭД, условия его отнесения к определенной категории риска и порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами,
отнесенными к категории низкого уровня риска, регулируются Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 29н от 21.02.2020 года.
При категорировании участников ВЭД также задействована автоматическая оценка уровня риска, в том числе и оценка риска каждой товарной партии в режиме реального времени (за 3 секунды). Система в автоматизированном режиме проверяет участника ВЭД и товарную партию по 31 критерию, если участник ВЭД относится к добросовестным, – риски не срабатывают. Что касается категорирования каждой товарной партии, то происходит оценка действительно только партии товара, при этом категория риска компании является одним из компонентов общей оценки риска. Т.е. на фоне низкого уровня риска вполне может оказаться, что на товарную партию сработает риск-система, и в отношении компании будут проведены формы таможенного контроля.
Категорирование участников ВЭД будет проводиться ежеквартально на основании имеющегося массива данных, в перспективе коррелирующих с другими контрольно-надзорными органами (например, с ФНС). А синхронизировать работу с другими ведомствами поможет Закон «О государственном и муниципальном контроле». Для каждого вида надзора будут определены основные риски. И, у какой компании рисков больше, на ту и будут обращать пристальное внимание контрольно-надзорные органы.
Причем эти риски не будут зависеть от размера предприятия. Главное, какие механизмы на предприятии используются и каковы показатели интенсивности его производства. Как пояснил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев, в итоге регуляторы рассчитывают на профилактику нарушений, чтобы выездные контрольные проверки стали редкостью.
Одно из главных положений закона – создание системы анализа и учета рисков. Если сейчас риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то после вступления в силу закона он будет применяться в 200 видах. В итоге, периодичность надзорных мероприятий будет зависеть от того, в какой категории риска находится компания. Если в категории высокого риска, то
контроль будет осуществляться не чаще 1 раза в два года. А если низкий риск, то объекты освобождаются от планового контроля.
Конечной целью развития риск-ориентированного подхода при проведении таможенного контроля является создание "умной", гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками, которая будет достигнута за счет реализации всех намеченных мероприятий.
Кроме этого, с 1 февраля 2021 года в таможенных органах ФТС России планировалось внедрение алгоритма автоматического распределения деклараций на товары и заявлений о выпуске между
таможенными постами.
Контроль после выпуска товаров
В реализации Стратегии-2030 вся работа направлена на автоматизацию абсолютно любого процесса. По словам первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, «от объема охвата цифровыми технологиями таможенных операций зависит скорость проведения таможенных процедур, нагрузка на личный состав, объективность назначаемых форм таможенного
контроля и снижение коррупционных рисков».
Поэтому работа контролирующих отделов основывается на применении технологий автоматического выбора объектов контроля с учетом категорирования участников ВЭД и рисков на товарные партии. В результате контрольных мероприятий происходит доначисление, довзыскание платежей и налогов, возбуждение дел и изъятие товаров. С одной стороны, можно говорить об эффективности работы контролирующих органов, с другой – о недоработке и сбоях в системе управления рисками, т.к. нарушения все-таки выявляются после выпуска товаров в свободное обращение.
Поэтому Стратегия-2030 предполагает решение еще одной задачи, важной для государства: участие в совершенствовании системы прослеживаемости товаров с расширением перечня товаров,
включенных в систему прослеживаемости в рамках взаимной торговли и расширение перечня субъектов, которые участвуют в системе прослеживаемости товаров.
Совершенствование системы прослеживаемости товаров преследует цель противодействия незаконному ввозу и обороту товаров.
Год длился эксперимент, который был направлен на выявление и устранение возможных проблем по 10 группам товаров. В группы товаров вошли некоторые холодильники и морозильники,
транспортные средства промышленного назначения, стиральные машины, детские коляски и кресла, схемы электронные интегральные.
Система прослеживаемости должна охватить всю территорию ЕАЭС, но на данном этапе формируется национальная система прослеживаемости.
Здесь важно не путать ее с системой маркировки товаров, у них разные способы контроля за оборотом товаров.
В эксперименте национальной системы прослеживаемости принимают участие организации и ИП на добровольной основе.
Функции оператора информационной системы возложены на ФНС. ФТС предоставляет в систему сведения о товарах, указанных в перечне. Эти данные будут загружаться в систему и сопровождать
товар по всей цепочке до торговой сети.
Работа направлена на повышение собираемости налогов и помощь в выявлении незаконного ввоза товаров.
Национальная система прослеживаемости товаров является еще одним инструментом, предполагающим контроль после выпуска товаров.
«Единое окно» для участников ВЭД
С момента первых упоминаний о внедрении «Единого окна» прошел уже десяток лет. Тем не менее, в данном случае работа по созданию «Единого окна» идет полным ходом.
Понимание цели есть. Таможенный орган должен стать единым механизмом контроля за деятельностью участников ВЭД, но если посмотреть объективно, то из всех контролирующих структур только ФТС и ФНС обладают достаточным уровнем технологии и работы в единой связке.
Нужно принять, что «Единое окно» должно полностью охватить все направления, в первую очередь экспортную и импортную деятельность.
Что касается экспорта, то на базе Российского экспортного центра идет запуск «Одного окна», которое как раз и станет одним из звеньев «Единого окна».
На уровне Евразийской экономической комиссии в апреле 2019 года было принято решение, описывающее эталонную модель «Единого окна». Эталонная модель включает такие пункты, как:
• Однократное предоставление данных – их многократное использование;
• Прозрачность, надежность информации;
• Управление безопасностью цепочки поставок;
• Интеграция всех элементов данных из различных источников;
• Разграничение доступа к данным «единого окна» по компетенции;
• Возможность получать информацию о статусе бизнес-процессов ВЭД в режиме реального времени.
Если говорить глобально, то вся концепция Стратегии-2030 направлена на создание своеобразного единого окна, которое задействует не только таможенные органы, но и сопричастные к ВЭД государственные структуры и организации, деятельность которых направлена на развитие внешней торговли.
Заключение
Резюмируем и кратко, тезисно вынесем ключевые изменения по переходу к интеллектуальной таможне. В ближайшее десятилетие таможенная служба будет:
• Заниматься трансформированием таможенного администрирования в высокотехнологичный процесс за счет цифровых решений;
• Совершенствовать таможенное администрирование для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу;
• Модернизировать пункты пропуска в целях создания условий для полноценного внедрения стандартов автоматизации с использованием элементов искусственного интеллекта – модель
«интеллектуального» пункта пропуска;
• Совершенствовать фискальную функцию, которая заключается в изменении основных принципов администрирования таможенных платежей и упрощении таможенных операций в целях соблюдения
между государством и участниками ВЭД;
• Стимулировать добросовестность участников ВЭД, так как все автоматические процессы (категорирование, автовыпуск, распределение деклараций и т.д.) будут основываться на
алгоритмах, в том числе учитывающих добросовестность;
• Внедрять искусственный интеллект в автоматизацию всех процессов и переходить к интеллектуальным таможенным постам – это планомерная работа, которая началась еще с 2017 года и будет завершена в определенные даты.
В результате всех преобразований, для бизнеса «интеллектуальная таможня» будет представлять собой четкие и ясные, прогнозируемые и однозначные требования, ускоренное прохождение контроля. Можно будет смело сказать, что контроль осуществляется в виде сервиса, а для государства это будет эффективной структурой, работающей в автоматическом режиме, стоящей на страже внутреннего рынка, защищающей его интересы и ориентированной на развитие внешнеторговых отношений.
Можно выделить две основные цели автоматизации процессов, происходящих в таможенных органах при оформлении товаров и транспортных средств и при взаимодействии с участниками
внешнеэкономической деятельности.
Первая — ускорение таможенного оформления: товары должны попадать к своим получателям как можно быстрее, очередей на пунктах пропуска быть не должно, равно как и задержек при пересечении таможенной границы. Следовательно, сотрудникам таможенной службы, которые круглые сутки в режиме онлайн оказывают услуги по оформлению товаров и транспортных средств, нужна хорошая информационная поддержка, другими словами, необходимо, чтобы все выполняемые операции были им понятны и последовательны.
К тому же, важно максимально исключить человеческий фактор с точки зрения оформления документов, а также дать участникам ВЭД возможность выполнять все операции в одном удобном для них месте. Для этого, собственно, и построена информационная система ФТС России.
Вторая цель заключается в том, чтобы обеспечить соответствие современным требованиям общества, которое, становясь все более компьютеризированным, останавливает выбор на электронной торговле. В связи с этим, взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) переходит на электронные технологии, что позволяет многократно использовать одну и ту же информацию, содержащуюся в информационных системах разных
ведомств и коммерческих организаций.
На достижение этих целей направлен ряд крупных проектов, среди которых есть интеграционные, предназначенные для взаимодействия с другими ведомствами, а есть и непосредственно
связанные с автоматизацией таможенной деятельности.
5084
Опубликовано: 02.03.2022

Оставить комментарий