Товарный знак позволяет вашей продукции отличаться от других товаров на рынке, а также защищает от недобросовестной конкуренции, в данной статье расскажем о том, как закрепить за компанией интеллектуальную собственность и сколько это стоит.

Товарный знак – что это и зачем он нужен.

Товарный знак – это отличительное название, обозначение изображения продукции, которое отличается от других и идентифицирует изделие с правообладателем. На определенные бренды со временем накладывается своя репутация, потребители формируют оценочное мнение и впоследствии ассоциируют любые изделия того или иного производителя с определенными свойствами. Бывает, что некоторые вещи начинают называть именем зарекомендовавшего себя бренда, например мы привыкли называть подгузники памперсами (Pampers®), копировальный аппарат ксероксом (Xerox®) и т.д. также бренд придает товару статус, подчеркивает его исключительность, однако, регистрация товарного знака необходима не только в целях красивой рекламы, но также для того, чтобы закрепить исключительное право на определенный дизайн, технологию, товар. У многих интеллектуальная собственность ассоциируется исключительно с чем-то инновационным, каким-либо научным открытием, но на деле это может быть и новая линейка одежды, и даже обычная шариковая ручка.

Приведем простой пример: предприниматель решил заняться продажей одежды на российском рынке. Для этого он разработал дизайн каждой кофты, футболки, куртки, придумал, какой будет рисунок на джинсах, опробовал на моделях разные комбинации одной одежды с другой, по итогу разработав линейку продукции, нашел в Китае надежного поставщика, заключил контракт на производство по своим наработкам и после того, как первая партия была готова, предприниматель запустил продажи в России. Новая линейка одежды пришлась по душе потребителю, выразительный рисунок на джинсах был настолько смелым решением, что все девушки хотели купить себе такой наряд. Другие продавцы, увидев, что новинка хорошо продается, обратились на ту же фабрику и попросили отшить для них точно такую же линейку, после чего также стали продавать товар на российском рынке, у них его тоже стали покупать, по итогу предприниматель приложил кучу усилий и своего времени для того, чтобы в итоге поделить прибыль от результатов своей деятельности с конкурентами. А теперь предположим, что после разработки своей линейки перед стартом продаж он бы зарегистрировал свой товарный знак. В данном случае у потребителей на рынке новинка уже бы ассоциировалась с новым брендом, среди целевой аудитории стало бы модным иметь джинсы именно с его логотипом, а все похожие изделия не составляли бы конкуренцию, предприниматель имел бы возможность прочно занять свою нишу и сформировать круг потребителей – поклонников его бренда. Например, все знают, что кроссовки, похожие как две капли воды на Adidas, можно купить на Садоводе гораздо дешевле, чем в фирменном магазине, но ценители данной обуви уже никогда так не сделают, так как именно Adidas ассоциируется у них с качеством и внутреннее ощущение того, что на человеке в настоящий момент подделка, никогда не принесет той радости, как при ношении оригинала. Таким образом, регистрация товарного знака позволяет закрепить за товаром его индивидуальные особенности, а также способствует тому, чтобы не допустить использования чужих наработок и изобретений другими участниками рынка.

Каким бывает товарный знак

В жизни мы можем увидеть разные исполнения выражения индивидуальности тех или иных товаров, это может быть надпись, картинка, музыка и многое другое, однако в деловой практике существует четкая классификация видов товарного знака:

- изобразительный – когда бренд изображается в виде определенного логотипа, например Apple, Chanel, Lacoste;

- словесный – обычное текстовое название, например Coca-Cola или Samsung;

- объемный – это когда товар имеет оригинальную упаковку или собственную форму;

- звуковой – например, всем известная песня из рекламы Coca-Cola в канун новогодних праздников, когда тот или иной лозунг или песня ассоциируется с конкретным товаром;

- обонятельный – достаточно редкая форма регистрации прав интеллектуальной собственности, однако она тоже имеет место быть и встречается на рынке.

Товарным знаком не может быть:

- государственный символ;

- общепринятые обозначения – дорожные знаки, опознавательные элементы служебных организаций;

- данные, которые могут ввести потребителя в заблуждение, например название «Федеральная сеть кофеен» может заставить клиента думать, что организация относится к государству;

- обозначения, которые схожи с уже имеющимися брендами.

Процедура регистрации товарного знака и стоимость

Регистрацией товарных знаков в России занимается Роспатент, получить соответствующую услугу можно разными способами:

- лично посетить офис по адресу г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 12;

- пройти процедуру регистрации в электронном виде через специализированный сервис на Госуслугах;

- направить документы по почте.

Для того, что зарегистрировать интеллектуальную собственность необходимо:

1. Подать заявку на регистрацию, где указать обозначение товарного знака, дать его краткое описание в свободной форме, а также составить список товаров и услуг, для которых он будет использоваться в соответствие с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;

2. Оплатить госпошлину в размере 3500 рублей за регистрацию заявки и проверку документов на соответствие вышеуказанному перечню;

3. После регистрации заявки необходимо оплатить 11500 рублей за проведение экспертизы на уникальность и соответствие законодательным нормам;

4. При положительном решении контролирующего органа оплатить 16000 рублей за регистрацию товарного знака;

5. Оплатить 2000 рублей за выдачу свидетельства на товарный знак.

Таким образом, стоимость регистрации товарного знака составляет 33000 рублей, однако при подаче документов в электронном виде действует 30% скидка на оплату госпошлины.

Процедура регистрации проходит следующим образом:

1. Роспатент проверяет факт оплаты госпошлины и проводит проверку заявки на правильность заполнения;

2. Проводится экспертиза на предмет уникальности товарного знака, его соответствия законодательным нормам;

3. Регистрация товарного знака, публикация сведений в специальном реестре, затем выдача свидетельства.

Сроки регистрации товарного знака и выдачи свидетельства составляют 18 с половиной месяцев в случае, если на каком-либо этапе совершения процедуры были обнаружены ошибки время увеличивается.

Что сделать, чтобы не отказали в регистрации товарного знака

Основная часть процедуры регистрации – это фактическая экспертиза на предмет уникальности и соответствия законодательным нормам, однако на данном этапе заявитель уже оплачивает госпошлину за регистрацию документов, поэтому, чтобы не потерять деньги и время, рекомендуем заблаговременно пройти проверку на плагиат в специализированных сервисах, например, при помощи платной базы Федерального института промышленной собственности.

129
Опубликовано: 10.07.2023

Оставить комментарий