Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность – процесс достаточно сложный: доставка товаров из точки А в точку Б требует наличия компетенций в совершенно различных отраслях, среди них логистика, экономика, юриспруденция, таможенное дело. Безусловно, одним из основных отличий ВЭД является наличие определяющей роли государственного контроля, которая может быть реализована как посредством введения определенных мер запретов и ограничений, так и за счет тарифного регулирования – установления размеров таможенных пошлин и сборов. Вышеописанные формы контроля применяются независимо друг от друга и выполняют разные задачи.

В условиях развития международной торговли, образования транснациональных компаний проблема понимания процессов ВЭД в общем и таможенного дела, в частности, становится все более актуальной, а роль этих знаний с каждым годом возрастает. Понимание принципов тарифного и нетарифного регулирования крайне важно как для расчета финансовой модели сделки, так и для оценки возможности ввоза или вывоза определенного товара с/на территорию Российской Федерации.

Тарифное регулирование в Российской Федерации

Тарифное регулирование – это направление государственной политики по применению размера ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин в целях обеспечения стабильного экономического развития и честной конкуренции на внутреннем рынке. В Российской Федерации таможенно-тарифное регулирование осуществляется на национальном и наднациональном уровне. Так в рамках договора об образовании ЕАЭС действует Единый таможенный тариф, основанный на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, который определяет размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин среди стран-участниц Союза: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Внутри Союза осуществляется свободное перемещение товаров без уплаты таможенных пошлин. Таможенная пошлина бывает нескольких видов: ввозная, вывозная, специальная, антидемпинговая, компенсационная.

Специальная таможенная пошлина применяется как одна из мер по защите внутреннего рынка отдельно от основной ставки. При этом ее начисление не зависит от страны происхождения или производителя товаров.

Антидемпинговая пошлина отличается от специальной тем, что устанавливается после проведения расследования рынка в целях установления факта занижения цены. Данное расследование проводится в отношении товаров конкретного производителя или конкретной страны по запросам бизнес-ассоциаций. Если факт необоснованного занижения цен будет установлен, то в отношении объекта расследования будет применяться повышенная ставка таможенной пошлины, до тех пор, пока не будет устранен факт нарушения.

Компенсационная пошлина взимается в случае, если в отношении импортируемого товара ранее применялись льготы и субсидии при его производстве или вывозе из Российской Федерации. Как и в случае с антидемпинговой пошлиной установлению компенсационной пошлины предшествует расследование. Основная цель вышеперечисленных видов таможенных пошлин – защита внутреннего рынка.

Ставка таможенной пошлины тоже может быть нескольких видов: адвалорная, специфическая и комбинированная.

Адвалорная – представляет собой процент от таможенной стоимости, таким образом, взимаемая сумма не имеет фиксированного значения;

Специфическая – фиксированное значение взимаемой пошлины за определенное количество продукции, например 1 $ за кг;

Комбинированная ставка представляет собой совокупность двух предшествующих ставок, при этом взимается пошлина по той ставке, где получается большая сумма, например 6%, но не менее 5 $ за кг, либо пошлина взимается как по адвалорной ставке, так и по специфической, например в отношении сидений, используемых в моторных транспортных средствах, код ТН ВЭД - 9401 20 000 9 предусмотрена ставка 10%+ 0.17 евро/кг.

Нетарифное регулирование в Российской Федерации

Нетарифное регулирование в России осуществляется посредством реализации мер запретов и ограничений, технического регулирования, валютного контроля и экспортного контроля.

Запреты и ограничения представляют собой контроль за ввозом и вывозом товаров, которые могут представлять опасность окружающей среде, например опасные отходы, продукты радиоактивной деятельности, товаров двойного назначения, шифровальных криптографических средств, радиоэлектронных средств связи, изделий для негласного получения информации. Также повышенное внимание импортно-экспортным операциям уделяется в отношении товаров, представляющих собой виды редкой флоры и фауны, культурных ценностей, земельных пород, стратегических запасов недр и т.д. полный перечень продукции утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования". Реализация вышеперечисленных мер осуществляется посредством лицензируемого порядка ввоза продукции, включенной в список контролируемого ввоза/вывоза. Применение запретов и ограничений, предусмотренных настоящим Решением ЕЭК № 30, распространяется на все страны Евразийского экономического союза. Также Правительством стран-участниц могут быть установлены иные запреты и ограничения, например Российская Федерация дополнительно регулирует вывоз зерна посредством установления допустимой квоты. Также в России обязательная маркировка отдельных видов товаров, без ее нанесения продукцию нельзя выпускать в гражданский оборот на территории государства.

Техническое регулирование представляет собой требования к качеству и безопасности продукции, находящейся в обороте на территории ЕАЭС. Данные требования установлены техническими регламентами Союза, в них же содержится перечень товаров, в отношении которых требуется подтверждение соответствия требованиям. В качестве подтверждения может быть использована декларация соответствия или сертификат соответствия. Техническое регулирование как элемент нетарифных мер контроля применяется с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан на территории ЕАЭС. Всего утверждено 47 технических регламентов ЕАЭС, содержащих требования качества и безопасности в различных областях народного хозяйства.

Меры карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля представляют собой мероприятия по противодействию проникновения на территорию ЕАЭС опасных вирусов животных и растений. Реализуется в форме проведения пограничного контроля, в некоторых случаях от продукции могут отбираться пробы и образцы для лабораторных исследований.

Меры по защите здоровья человека применяются в отношении продукции с высоким риском распространения различных инфекций или имеющей тесный контакт с пищей и кожей человека. Основной регулирующий документ – Сертификат государственной регистрации.

Таким образом, тарифное и нетарифное регулирование является элементами таможенной политики государства или нескольких государств, направленной на защиту интересов внутреннего рынка, стимулирование развития наиболее значимых отраслей экономики, охрану жизни и здоровья населения, флоры и фауны, а также на защиту национальных интересов. Реализация этих видов контроля представляет собой гибкую организационную структуру, позволяющую учитывать реалии внешнеэкономической деятельности и способствовать точечному реагированию на попытки нарушения установленных норм и правил. Стоит отметить, что определение тарифных и нетарифных мер, применяемых к конкретному товару, крайне важно при составлении финансовой модели и стратегии внешнеэкономической деятельности, однако сделать это без профессиональной помощи крайне сложно. Это же касается и мероприятий по получению различный лицензий, разрешений и сертификатов.
1315
Опубликовано: 13.02.2023

Оставить комментарий