Оценка ситуации
Отправной точкой для оценки текущей ситуации на рынке служит распространение коронавирусной инфекции COVID-19. По информации Всемирной организации здравоохранения, 2020 год стал разрушительным для глобального здравоохранения. Вирус обнажил недостатки в здравоохранении всех стран. Чтобы снизить давление на эту сферу, правительства стран принимали ограничительные меры, которые затронули все остальные отрасли экономики.
Влияние кризиса на Россию было оценено со знаком минус, на 3,6%. На фоне сокращения ВВП других стран: Испании на 11,1%, Великобритании – на 10,0%, Франции – на 9,0 %, сокращение ВВП России выглядит достаточно оптимистично. Прогноз значений от МВФ для России на 2021 и 2022 годы – увеличение на 3,0% и 3,9% соответственно - позволят в 2021 году приблизиться к докризисному периоду, а в 2022 году нарастить объемы и полностью восстановиться.
Основное влияние на увеличение прогнозных показателей оказали масштабные мероприятия по вакцинации от коронавирусной инфекции, разработка новых вакцин и фактическое состояние экономик стран на конец 2020 года.
Подобная ситуация наблюдается и в мировой торговле. Здесь речь идет о снижении объемов мировой торговли на 8,1%, как за счет падения спроса потребителей и компаний, так и за счет перевода
производств в свои страны, для уменьшения ощущаемой уязвимости от иностранных производителей.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2020 году снизился на 4,1% по сравнению с 2019 годом и составил 33,555 трлн рублей.
Интернет-торговля
Вместе с тем одно направление экономики продаж показало стабильный рост – это Интернет-торговля.
В 2019 году объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил 3,53 триллиона долларов США, а выручка от электронной торговли, по прогнозам, вырастет до 6,54 триллиона долларов США в 2022 году. Интернет-магазины являются одним из самых популярных онлайн-видов деятельности во всем мире.
По оценке экспертов исследовательского агентства Data Insight, объем российского рынка e-сommerce в 2020 г. вышел на отметку 2,5 трлн руб., показав рост по отношению к показателю 2019 года на 44%. На высокий прирост оказала влияние пандемия. В среднем в докризисные годы рост составлял порядка 28%. Такой же процент роста запланирован и на 2021 год.
Маркетплейсы стали самым быстрорастущим каналом онлайн-продаж. По результатам опроса, проведенного Data Insight, 9 из 10 селлеров увеличили за год свой объем продаж на маркетплейсах. 58% селлеров - увеличили его значительно. Более чем для половины продавцов (55%), работающих в онлайн-торговле, маркетплейсы стали основным или единственным каналом продаж.
Маркетплейсы стали устойчивым трендом рынка, который позволил оптимизировать экономику продаж.
Тенденции развития маркетплейсов AliExpress, Ozon и Wildberries
Маркетплейсы получили широкое распространение не только среди покупателей, но и среди продавцов.
По мнению продавцов, AliExpress, Ozon и Wildberries воспринимаются как наиболее универсальные мультикатегорийные площадки. Внутри площадок также у продавцов возникают свои предпочтения. Если AliExpress, Ozon воспринимаются как площадки преимущественно для торговли электроникой и бытовой техникой, то Wildberries специализируется на продаже категории «одежда-обувь».
Это не мешает продавцам, учитывая доступность платформ, вести торговлю на 2-3 площадках одновременно.
Аудитории всех платформ пересекаются, а для компаний, которые вошли в рынок маркетплейсов, увеличение своего присутствия является диверсификацией каналов продаж.
Причем внутри рынка маркетплейсов развивается конкуренция между платформами. Площадки конкурируют по показателям: комиссии, программы лояльности, удобные условия сотрудничества и продвижение внутри площадки.
Wildberries
Количество продавцов на Wildberries за 2020 год выросло с 19 до 91 тысячи, а в январе перешло за отметку 100 тысяч. Площадка
готовит к запуску в полноформатном режиме новую версию портала. Ставка сделана на безопасность и функциональность сайта.
В рамках расширения действующих и запуска новых сервисов для покупателей и продавцов Wildberries купил банк «Стандарт-кредит», что позволит развить платежный сервис и повысить качество обслуживания.
Ozon
Ozon используют более 18 тысяч продавцов. За достаточно короткий промежуток времени компания провела огромную внутреннюю структурную «революцию», обеспечив «агрессивный» рост продаж, который продолжался на протяжении последних трех лет. Также особое внимание уделяется работе по продвижению продаж. Одно из направлений – запуск видеоконсультаций в карточках товара.
Еще одно стратегическое направление для Ozon — это развитие финансовых сервисов для селлеров. В середине февраля 2021 года была создана собственная микрофинансовая организация «Микрокредитная компания «Озон кредит», которая позволяет взять заемные средства продавцам и партнерам интернет-магазина, а в будущем планирует заниматься предоставлением потребительских кредитов, займов промышленности и денежных ссуд под залог недвижимости, а также кредитов на ее покупку.
AliExpress
AliExpress (только российские продавцы) – 35 тысяч, на них приходится 25% оборота платформы. Одно из стратегических направлений для развития маркетплейса руководство видит в снижении комиссии для продавцов. Сегодня комиссия составляет от 5% до 8% для разных категорий товаров. С 1 апреля прошлого года комиссия для новых продавцов на первые 100 товаров в течение 6 месяцев составляла 0%, что явилось дополнительным стимулом для продавцов зарегистрировать компании на AliExpress.
Сегодня речь идет о практически 2 млрд рублей инвестиций на 2020-2021 годы в проекты по субсидированию продавцов, одним из направлений которых было снижение комиссии до 0%, а другим – стратегия по локализации AliExpress в России.
Еще одним направлением для развития логистических решений станут инвестиции «Почты России» в сотрудничество с AliExpress Россия. Компании запустят 16 фулфилмент-центров в городах-миллионниках, сеть кобрендинговых постаматов, а в почтовых отделениях появятся пункты выдачи.
Как мы видим, маркетплейсы не собираются останавливаться на достигнутом, а находятся в постоянном поиске новых решений, улучшающих работу площадок и позволяющих предоставлять качественный сервис для селлеров и покупателей, в том числе с применением AI-технологий.
Тенденция развития маркетплейсов обусловлена автоматизацией и цифровизацией всех процессов. Поэтому маркетплейсы превращаются в некую экосистему, в которой селлерам необходимо взаимодействовать с потребителями по разным каналам и форматам. Это хорошо прослеживается в банках, логистических компаниях, IT-компаниях. Например, банки формируют вокруг себя среду для взаимодействия с покупателями, выходя на
персонализированный подход, если раньше можно было упомянуть только развитие собственного маркетплейса, то сегодня речь уже идет о полноценной службе по приему и выдаче отправлений. IT-компании начинают создавать собственные маркетплейсы.
Также можно говорить об объединении усилий между маркетплейсами и продавцами. Например, на площадку заходит продавец, площадка должна обеспечить удобные инструменты внутри для корректного взаимодействия с покупателем. Тем самым повышается ценность для покупателя и его готовность оставить отзыв возрастает, что приведет как новых покупателей, так и новых продавцов.
Покупатели при выборе маркетплейса для покупок чаще всего используют следующие показатели – наличие товара, способы оплаты, программа лояльности (баллы, купоны, бонусные рубли, скидки, кэшбэк), условия возврата товара, доставка.
Преимуществами покупок на маркетплейсах для потребителей являются:
- Экономия времени, т.к. в одном каталоге представлен большой ассортимент товаров;
- Конкурентная цена товаров и услуг;
- Возможность совершить моментальные платежи и использовать кредитную линию;
- Возможность выбрать продавца по отзывам или рейтингу;
- Полная информация о производителях и товарах.
Средний чек по трем наиболее популярным категориям составил (в рублях):
На локальном рынке - цифровая и бытовая техника – 8 817, одежда и обувь – 2 021, продукты питания и общепит – 2 079.
На трансграничном рынке (за исключением AliExpress) - одежда и обувь – 11 793, цифровая и бытовая техника – 10 099, прочее (товары для детей, творчества, инструменты и садовая техника, книги, зоомагазины) - 306.
Как изменился рынок товаров во время распространения COVID-19
Доля локального рынка Интернет-торговли в 2020 году увеличилась до 86%, на трансграничный сегмент пришлось лишь 14% (в 2019 году было 71% и 29% соответственно).
За три месяца (март-май) на локальном рынке e-сommerce во время COVID-19 основными категориями товаров, имевшими наибольший рост, стали: цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, продукты питания, товары для детей и инструменты и садовая техника. Наименьшие значения имели книги, подарки и цветы и аксессуары.
После снятия ограничительных мероприятий и прохождения пика покупок по названным выше категориям ситуация на локальном рынке вошла в обычное русло, и покупатели стали приобретать товары повседневного спроса (не продукты), средства индивидуальной защиты, т.к. пандемия ввела некий тренд на ношение масок, поэтому продавцы предлагают широкий ассортимент изделий, товары из категории хобби и рукоделие.
Ключевые ожидания потребителей товаров
Все идет к тому, что рост количества покупателей в сегменте Интернет-торговли будет увеличиваться, впрочем, как и рост компаний, развивающих каналы продаж онлайн, в том числе через маркетплейсы. Количество маркетплейсов будет также увеличиваться.
Пандемия изменила поведенческие паттерны покупателей и приучила к покупкам через онлайн-сервисы. Пользователи маркетплейсов стали открывать для себя новые категории товаров и продукции. Например, товары повседневного спроса – средства гигиены и санитарии. До этого времени такие товары не пользовались спросом у покупателей. Поэтому выбор покупателей в пользу маркетплейсов формируется из стремления не только экономить время, но и приобретать все сразу в одном месте.
Необходимо внедрять AI-технологии, позволяющие потребителю сэкономить время и быстро найти товар по запросу. Еще один фактор, который будет влиять на предпочтение покупателя маркетплейса рознице — это персонализация. Персонализированный или индивидуальный подход к каждому человеку – это тренд не только работы торговых площадок, он отражает веяние времени.
Развитие логистических маршрутов, расширение сети постаматов, увеличение количества видов доставки, выгодная для потребителя программа лояльности с кэшбэком приведут к удобству покупки товаров и стимуляции повторных покупок.
Чего не хватает платформам?
По результатам исследований 2360 продавцов на 5 площадках, Data Insight собрало мнения продавцов по сегментам – продажи, логистика, продвижение и аналитика.
В сегменте «Продажи» продавцы просят расширения возможностей для редактирования карточек товара (20%), интеграцию через API (15%), интеграцию через 1С (13%), изменения условий продажи (10%), круглосуточной и быстрой техподдержки (9%) и интеграции с другими маркетплейсами (7%).
Сегмент «Логистика» содержит недовольство продавцов сроками приемки товаров (14%), узкой географией логистики (13%), а также отсутствием ясного контроля за качеством доставки (10%).
В сегменте «Продвижение» требуют внимания к ценовой политике (29%), а также к ограниченным возможностям самостоятельного контроля за рекламной кампанией (18%). Продавцам также не хватает возможностей таргетированной рекламы (11%), статистики по проведенным кампаниям (8%) и функционала по работе с отзывами (7%).
Сегмент «Аналитика» вызывает вопросы по детальной аналитике по продажам (36%), по анализу поисковых запросов и посещаемости (19%), по подробной аналитике по складским остаткам и стоимости складских услуг (11%).
1612
Опубликовано: 03.02.2022

Оставить комментарий