СОДЕРЖАНИЕ:
1. Что такое утилизационный сбор?
2. С чего все началось?
3. Все ли так гладко?

Что такое утилизационный сбор?


Это разовый обязательный платеж государству. Платить его должны, как правило, производители транспортных средств, их покупатели, импортеры, дилеры. Также уплате утилизационного сбора подлежит покупка/продажа спецтехники или прицепов. То есть, иными словами, это налог, который по прошествии времени должен обеспечить утилизацию транспортного средства. Его платит сначала продавец, а затем, ввиду повышения продавцом цены на транспортное средство, его косвенно платит потребитель.

С чего все началось?


Началось все с 2012 года, когда Россия вступила в ВТО. Правила организации предполагали снижение ввозных пошлин на автомобили, но уплату при этом утилизационного сбора.

Утилизационный сбор, как предполагалось, был нацелен на защиту экологии и здоровья людей – ведь это денежная гарантия дальнейшей утилизации транспортных средств, которые, в большинстве своем, потребляют классическое топливо и значительно загрязняют таким образом окружающую среду. На момент вступления страны в ВТО платить утилизационный сбор обязаны были только импортеры транспортных средств, но с 2014 года его начали платить еще и автоконцерны. Сейчас его платят и покупатели.

За время практики применения этого сбора его сумма значительно выросла. Начальная ставка утильсбора для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей, а для грузовых автомобилей и автобусов – 15 000 рублей.
При повышении непосредственно сбора, как правило, меняются значения коэффициентов, на которые упомянутую начальную ставку нужно умножить. Это зависит обычно от объема двигателя транспортного средства и от того, насколько оно новое.
Когда утильсбор не нужен?

Существует несколько вариантов ситуаций, при которых утилизационный сбор платить не нужно:
• Транспортное средство было ввезено в РФ как собственность людей, являющихся вынужденными переселенцами или добровольными переселенцами-россиянами из зарубежных стран;
• Транспортное средство является собственностью консульств, диппредставительств, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей;
• Транспортное средство было выпущено более 30 лет назад;
• Транспортное средство было выпущено менее 3 лет назад.

Все ли так гладко?


Несмотря на несколько лет практики применения этого платежа, в 2021 году Счетная палата России подвергла утилизационный сбор критике. По мнению Счетной палаты, этот платеж скорее выполняет функцию очередного налога, нежели функцию защиты экологии страны и здоровья населения.

433
Опубликовано: 10.01.2022

Оставить комментарий