Экологический сбор в 2023 году

При построении бизнес-модели важно учитывать все предстоящие расходы, чтобы максимально точно спрогнозировать прибыль и рассчитать стратегию на долгосрочный период. Среди различных выплат, которые предприниматели производят в бюджет Российской Федерации есть как явные налоговые платежи, так и скрытые, о существовании которых можно узнать в самый последний момент. Сегодня мы расскажем об одном из таких налогов, о которых не говорят так часто, как об НДС или налоге на прибыль, однако который влияет на структуру расходной части организации.

Экологический сбор в 2023 году — это налог?

Экологический сбор классифицируется в бюджете Российской Федерации как неналоговый доход, считается, что данные средства должны направляться на дальнейшее улучшение окружающей среды, финансирование различных государственных программ в этом направлении. Экологический сбор должны уплачивать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые производят или импортируют товары, подлежащие утилизации после утраты своих потребительских свойств. Также сбор начисляется в отношении упаковки, в которой поставляется товар. Правовая база, регулирующая порядок и правила взимания экологического сбора установлена в соответствие со ст. 24.5 закона «Об отходах производств» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р. Экологический сбор не уплачивается в отношении тех товаров, которые не готовы к употреблению, либо если они реализуются производителям колесных транспортных средств, так как последние уплачивают утилизационный сбор за готовое изделие – автомобиль, прицеп, шасси и т.д.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды – в чем разница?

Часто экологический сбор путают с платежом за загрязнение окружающей среды, но это совершенно разные юридические термины. Несмотря на то, что оператор по обоим платежам один – Росприроднадзор – плату за негативное воздействие окружающей среды организации платят уже достаточно давно – с 2002 года, тогда как экологический сбор относительно новый налог.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду?

Плательщиком налогов за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, чья деятельность приводит к образованию свалок, вредным выбросам в окружающую среду, либо необходимости длительной консервации отходов под землей, а также в случае загрязнения водоемов сточными водами.

Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары

Плательщиками экологического сбора являются производители или импортеры, однако если последние закупают продукцию, подлежащую утилизации, для собственных нужд, без целей ее дальнейшей реализации, то уплачивать экологический сбор не нужно. Также организация освобождается от уплаты экологического сбора, если самостоятельно утилизирует продукцию. В данном случае важно учитывать, что по объемам утилизированного товара необходимо будет сдавать отчетность и, если сотрудники Росприроднадзора обнаружат несоответствия, то придется платить сбор в полном объеме. Для обеспечения полноты уплаты средств плательщик экологического сбора подает в государственный орган форму расчета суммы. До 2020 года это делалось на бумажном носителе, сейчас подать форму на бумаге можно только в исключительных случаях, с 2021 года Росприроднадзор принимает только электронные документы.

Формула расчета платежа по экологическому сбору

Размер платежа по эко сбору зависит от массы утилизируемого товара, норматива утилизации и ставки сбора, формула для расчета выглядит следующим образом:

ЭС = С × Т × Н,

где: ЭС — сумма экологического сбора;

С — ставка сбора;

Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;

Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

Плательщик сам рассчитывает объем утилизируемых товаров, если утилизации подвергается только часть, то сбор платится только в отношении этой части, например если общий объем используемого товара рамен 1000 кг, а утилизировано только 200 кг, то для расчета ставки учитывается 800 кг. Рассмотрим пример: компания «Н» производит товар, подлежащий утилизации, продукция реализуется на экспорт в другие страны, отходы организация не утилизирует, таким образом, если компания за предыдущий год реализовала 150 тонн товара, то расчет экологического сбора будет выглядеть следующим образом: ставка экологического сбора этого товара составляет 7109 руб. за 1 тонну. Норматив утилизации отходов от использования этого товара равен 30%, подставив имеющиеся значения в формулу получим следующий арифметический пример: ЭС = 7109*150*30%= 319905 рублей.

Выводы:

Экологический сбор и налог за ущерб, наносимый окружающей среды – разные юридические понятия и обязанность по их уплате возникает при наступлении разных обстоятельств;

Экологический сбор уплачивается как за товар, подлежащий утилизации после утраты потребительских свойств, так и за упаковку;

Организация может не уплачивать экологический сбор, если выполняет норму по утилизации используемых продуктов;

Товары, приобретаемые организациями для собственных нужд, не являются объектами взимания экологического сбора.