Экспертное заключение №33 Оперативная таможня

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Москва 12 сентября 2021 г. По результатам дистанционного формирования задачи проведен анализ нормативного регулирования деятельности оперативной таможни на территории РФ. Вопросы для анализа: 1. Чем регламентирована деятельность оперативной таможни при проведении форм таможенного контроля? 2. Как может участник ВЭД обратиться в оперативную таможню для участия в досмотре? 3. Если от оперативной таможни в течение установленного срока 10 дней нет инспектора, должен ли участник ВЭД молча ждать или может требовать выделить инспектора? 4. Если товар выпущен, может ли его досмотреть оперативная таможня вместе с другими невыпущенными товарами? 5. Насколько законно удержание выпущенного товара в транспортном средстве на СВХ без каких-либо уведомлений и требований от таможни? Ответы на поставленные вопросы: 1. Чем регламентирована деятельность оперативной таможни при проведении форм таможенного контроля? Деятельность оперативной таможни регламентируется следующие нормативно- правовыми актами: • Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об оперативно- розыскной деятельности"; • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; • Приказ ФТС России N 1815 от 20.11.2017; • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза); • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; • Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в таможенных органах Российской Федерации". 2. Как может участник ВЭД обратиться в оперативную таможню для участия в досмотре? На основании Письма ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 01-11/06458 "О направлении рекомендаций" рекомендации по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра, обращение участников ВЭД должно осуществляться утем направления соответствующего письменного обращения в ФТС или в личном кабинете участника ВЭД на сайте ФТС. 3. Если от оперативной таможни в течение установленного срока 10 дней нет инспектора, должен ли участник ВЭД молча ждать или может требовать выделить инспектора? Участнику ВЭД следует незамедлительно обратиться с письменным требованием, либо через личный кабинет участника ВЭД в ФТС производившую таможенную очистку груза. Проведение процедуры таможенного контроля, включая досмотр, возможно любым инспектором ФТС. 4. Если товар выпущен, может ли его досмотреть оперативная таможня вместе с другим невыпущенным товарам? На основании статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль. Таким образом, товары, процедура таможенного контроля по которым завершена не могут быть подвержены таможенному досмотру. 5. Насколько законно удержание выпущенного товара в транспортном средстве на СВХ без каких-либо уведомлений и требований от таможни? На основании статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при задержании товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, и документов на эти товары либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, должностным лицом таможенного органа, осуществляющего задержание указанных товаров и документов, составляется протокол о задержании по форме, определяемой Комиссией, копии которого подлежат вручению декларанту. Если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, копии протокола о задержании подлежат вручению собственникам товаров, а если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица). Таким образом, удержание товара без документарных требований является незаконным.