СОДЕРЖАНИЕ:
Как и зачем бизнесу оформлять товарный знак на международном уровне?
Мадридская система и формат регистрации через нее
На что надо обратить внимание при регистрации через Мадридскую систему?
Иные региональные организации (ARIPO, OAPI, EUIPO и BOIP)
Всегда ли оформление товарного знака происходит через международные структуры?
Государство входит в международную структуру, можно ли оформить право на бренд через национальное патентное ведомство?
Любой бизнесмен может зарегистрировать свой товарный знак в большинстве стран мира, просто отправив заявку в Роспатент. О том, как это работает — читайте в нашем материале.
Любой предприниматель может зарегистрировать свой товарный знак в большинстве стран мира. Для этого нужно соблюсти определенные условия.
Подробнее о них — ниже.
Основные правила:
● Регистрация права на бренд необходима в любом случае, если компания или ее подразделения находятся на территории выбранного для бизнеса государства. Это защитит фирму от возможного дублирования наименований со стороны местных предпринимателей и ушлых патентных «троллей», позволит без проблем торговать своей продукцией на рынке;
● Оформление товарных знаков ведется либо через национальный орган власти, либо (если есть такая возможность) централизованно — через международные структуры. Наиболее крупными из них считаются Всемирная организация интеллектуальной собственности (Мадридская система), Африканская организация интеллектуальной собственности, Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза.
Россия является участником Мадридской системы. Это означает, что предприниматель, имеющий зарегистрированный товарный знак в РФ, вправе подать заявление через Роспатент и запросить правовую охрану своего бренда в 130 странах мира.
Требования к оформлению подобной заявки:
● Указание своих идентификационных данных;
● Изображение знака;
● Название товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация;
● Иные сведения (их можно посмотреть в разделе 9 Инструкции к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков).
Поданные документы рассматриваются:
● Роспатент должен сопоставить сведения, содержащиеся в международной заявке, со сведениями зарегистрированного российского товарного знака;
● Далее — все отправляется в Международное бюро;
● Если оно признает, что заявка соответствует требованиям, то право на товарный знак регистрируется в специальном реестре и публикуется в Бюллетене Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС);
● Международное бюро обязательно информирует патентные ведомства стран, указанных в международной заявке;
● Они уже проводят экспертизу наименования.
После того, как заявку проверили, в реестре ВОИС делают запись о том, какие результаты рассмотрения получены по каждой из проверяющих обозначение стран.
Длительность международной регистрации по Мадридской системе составляет 12-18 месяцев (все зависит от сроков проведения экспертной работы). Срок юридической защиты — 10 лет с возможностью продления.
Стоимость регистрации состоит из нескольких частей — базовой пошлины и дополнительных расходов (они рассчитываются отдельно, зависят от национальных пошлин тех стран, в которых вы планируете получить международную защиту). Размер платы за регистрацию зависит от количества предлагаемых для регистрации классов МКТУ, а также от того, какого цвета обозначение. Регистрация заявки через Роспатент, кстати, тоже стоит денег: 4900 + 400 рублей за каждый из классов МКТУ, для которых нужна регистрация, свыше трех.
Международная регистрация всегда зависит от существования знака в исходной стране в течение пяти лет. Если, например, в этот период в России товарный знак был аннулирован, то и международная защита прекращается.
На африканском континенте действует две крупные международные организации:
● ARIPO — по Банжульскому протоколу предусматривает оформление товарных знаков в Ботсване, Кабо-Верде, Королевство Эсватини, Гамбии, Королевство Лесото, Либерии, Малави, Мозамбике, Намибии, Сан-Томе и Принсипи, Танзании, Уганде и Зимбабве;
● OAPI — оформление права на бренд таким путем разрешается в Бенине, Буркина-Фасо, Камеруне, Центральноафриканской Республика, Чаде, Конго, Кот-д’Ивуаре, Экваториальной Гвинеи, Габоне, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Мали, Мавритании, Нигере, Сенегале, Того, Коморских Островов. Главная особенность OAPI — это то, что в указанных государствах нет своих патентных ведомств, то есть международная структура фактически осуществляет управление и контроль в сфере товарных знаков.
В европейских странах — Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза или EUIPO (распространяет свое действие на 27 стран), BOIP (объединяет 3 страны).
В перечисленных организациях система оформления прав на товарные знаки примерно одинаковая:
● Заявитель или его представитель подает заявку в указанный международный орган, определяя одно или несколько государств, в которых планируется вести бизнес;
● Заявка проходит экспертизу (иногда — добавляется стадия официальной публикации и принятия жалоб от других заинтересованных лиц);
● По результатам принимается решение — либо о регистрации, либо об отказе в ней.
Средний срок регистрационных процедур — около 12 месяцев.
Некоторые государства не входят ни в одну из перечисленных международных организаций. В этой ситуации — оформление прав на бренд производится исключительно в национальном органе власти выбранной страны.
Так поступила «Додо Пицца», вышедшая на рынок Нигерии в конце 2010-х. Данная страна не является участником Мадридской системы и не входит в региональные организации. Для запуска сети туда сначала отправили специального представителя, который оценил местный рынок, законодательство и потенциальные потребности бизнеса. Подобная аналитическая работа корпорации была успешной: по данным на конец 2023 года, в этой африканской стране действовало 14 точек (среди них, кстати, были и эксклюзивные — созданные, например, из большого морского контейнера).
Подобных запретов никто не устанавливает. И некоторые бизнесмены предпочитают оформлять товарные знаки не по Мадридской (или иной региональной) системе, а в каждой стране отдельно.
Главная сложность такой регистрации — отсутствие единообразного подхода. Каждое государство требует что-то свое: большинство предусматривает обязанность оформления заявки исключительно на определенном языке; другие — вводят систему публикации бренда в официальной печати (и возможной подачи претензий на подобную публикацию); третьи — определяют, что заявление на оформление вправе предоставить только уполномоченные региональные патентные поверенные.