Внешнеэкономическая деятельность представляет собой сложный процесс, требующий компетенции в различных областях, таких как логистика, экономика, юриспруденция и таможенное дело, чтобы осуществить доставку товаров из одной точки в другую. Важным аспектом ВЭД является государственный контроль, который может осуществляться через введение различных мер, включая запреты, ограничения и тарифное регулирование, устанавливая размеры таможенных пошлин и сборов. Эти формы контроля выполняют разнообразные задачи и могут использоваться независимо друг от друга.
С увеличением международной торговли и созданием транснациональных компаний понимание процессов внешнеэкономической деятельности, включая таможенное дело, становится все более важным, и роль этого знания постепенно увеличивается. Понимание принципов тарифного и нетарифного регулирования имеет критическое значение как для расчета финансовой модели сделки, так и для оценки возможности ввоза или вывоза товаров на территорию Российской Федерации.
Тарифное регулирование в Российской Федерации представляет собой средство государственной политики, направленное на определение ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин с целью обеспечения стабильного экономического развития и справедливой конкуренции на внутреннем рынке. В России это регулирование осуществляется как на национальном, так и на наднациональном уровне. Например, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который включает Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, действует Единый таможенный тариф, который устанавливает размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин между странами-членами, обеспечивая свободное перемещение товаров без уплаты таможенных пошлин. Таможенные пошлины могут быть различными видами, такими как ввозные, вывозные, специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальная таможенная пошлина используется как инструмент для защиты внутреннего рынка и может быть применена к определенным товарам, независимо от их страны происхождения или производителя.
Антидемпинговая пошлина отличается от специальной таможенной пошлины тем, что ее введение происходит после проведения расследования с целью установления факта недобросовестного занижения цен на товары. Это расследование проводится по запросам бизнес-ассоциаций и может привести к установлению повышенных ставок таможенных пошлин на товары, пока не будет устранен факт нарушения.
Компенсационная пошлина взимается в случае, если ранее импортируемый товар был произведен или вывезен с использованием льгот и субсидий в Российской Федерации. Как и в случае с антидемпинговой пошлиной, ее введение предшествует расследованию. Главная цель всех этих видов таможенных пошлин заключается в защите внутреннего рынка.
Ставки таможенных пошлин могут иметь разные формы: адвалорная, специфическая и комбинированная.
Адвалорная ставка представляет собой процент от таможенной стоимости товара, и, следовательно, сумма пошлины зависит от стоимости товара и не имеет фиксированного значения.
Специфическая ставка представляет собой фиксированную сумму пошлины за определенное количество товара, например, 1 доллар за килограмм.
Комбинированная ставка объединяет обе вышеперечисленные формы, применяясь в зависимости от того, какая из них приведет к большей сумме. Например, может быть установлена ставка в 6%, но не менее 5 долларов за килограмм, или может применяться и адвалорная, и специфическая ставки одновременно. Например, для сидений, используемых в моторных транспортных средствах с кодом ТН ВЭД - 9401 20 000 9, предусмотрена ставка 10% + 0,17 евро за килограмм.
В Российской Федерации нетарифное регулирование осуществляется через различные меры, включая запреты и ограничения, техническое регулирование, валютный контроль и экспортный контроль.
Запреты и ограничения применяются к товарам, которые могут представлять опасность для окружающей среды, такие как опасные отходы, продукты радиоактивной деятельности, товары двойного назначения, шифровальные криптографические средства, радиоэлектронные средства связи, а также к товарам, представляющим ценность с точки зрения культуры, редкой флоры и фауны, земельных пород, стратегических запасов недр и т. д. Перечень такой продукции утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования". Применение этих мер распространяется на все страны-члены Евразийского экономического союза. Кроме того, страны-участницы могут устанавливать дополнительные запреты и ограничения. Например, Российская Федерация может регулировать вывоз зерна, устанавливая допустимую квоту. Важным аспектом является обязательная маркировка определенных товаров, без которой продукцию нельзя ввести на внутренний рынок государства.
Техническое регулирование представляет собой набор требований к качеству и безопасности товаров, которые находятся в обороте на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эти требования сформулированы в технических регламентах Союза, которые также содержат перечень продукции, подлежащей обязательной проверке на соответствие установленным стандартам. Для подтверждения соответствия этим требованиям можно использовать декларации соответствия или сертификаты соответствия. Главная цель технического регулирования, как одного из инструментов нетарифного контроля, заключается в обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан на территории ЕАЭС. Существует общее количество 47 технических регламентов ЕАЭС, которые охватывают различные области народного хозяйства и устанавливают требования к качеству и безопасности в этих сферах.
Меры карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля представляют собой действия, направленные на предотвращение внесения опасных вирусов для животных и растений на территорию ЕАЭС. Эти меры включают в себя проведение пограничного контроля, а в некоторых случаях могут включать в себя взятие проб и образцов для лабораторных исследований.
Меры, направленные на защиту здоровья человека, применяются к товарам, которые представляют высокий риск распространения инфекций или имеют непосредственное воздействие на пищу и кожу человека. Основным документом, регулирующим такие меры, является Сертификат государственной регистрации.
Итак, тарифное и нетарифное регулирование представляют собой важные компоненты таможенной политики, которая направлена на защиту интересов внутреннего рынка, стимулирование развития ключевых секторов экономики и обеспечение безопасности населения, а также сохранение природной среды и флоры и фауны. Применение этих мер позволяет гибко реагировать на изменения в условиях внешнеэкономической деятельности и эффективно бороться с попытками нарушения установленных норм и правил. Важно отметить, что определение конкретных тарифных и нетарифных мер для конкретного товара является сложным заданием, требующим профессиональных знаний и консультации специалистов. Это также относится к процедурам получения различных лицензий, разрешений и сертификатов.