1. Какие потребности сейчас существуют у экспортёров и импортёров внутри торговой цепочки?
Одной из ключевых задач является диджитализация и автоматизация процессов, если мы, конечно, не говорим о наращивании и расширении производств, их готовности к экспорту и соответствии качества выпускаемой продукции.
Чем выше технологическая интенсивность и интенсивность в отрасли, тем выше потребность в цифровизации процессов.
Со стороны таможенных органов и иных контролирующих структур, в том числе и в рамках стратегии развития таможенных органов, предусмотрена дальнейшая и полная цифровизация.
Также и непосредственно бизнесу необходимо развивать, автоматизировать и цифровизовать свои процессы изнутри.
Причем речь необходимо вести уже не только о процессах типа использования CRM, приобретения множественных ПО, но и об интеграции всех этих ПО в единую цифровую систему или развитии онлайн-платформ как ключевого элемента цифровой трансформации.

2. Какие задачи по автоматизации/цифровизации процесса стоят перед каждым участником цепочки?
Цифровая трансформация предполагает внедрение в бизнес-процессы современных информационных технологий, позволяющее вывести организацию на следующий уровень развития.
Речь идет не только и не столько об установке дополнительного оборудования и программного обеспечения, сколько о фундаментальной перестройке всех процессов и их интеграции с государственными структурами.

3. Цифровая зрелость каждого участника: что уже сделано и какие планы?
Еще рано говорить о цифровой зрелости бизнеса, т.к. зарегулированность предпринимательской деятельности способствует решению, в первую очередь, задач государственных регуляторов, тогда как для цифровизации необходимо освоение новых технологий и соответствующая реструктуризация бизнес-процессов. Хотя в РФ наблюдается значительный перекос и создается так называемое "цифровое неравенство", например, сравните отрасль сельского хозяйства и финансовый сектор. Поэтому каждая отрасль сначала должна сделать объективную оценку существующего положения и только после переходить к цифровизации.
Нельзя оставлять в стороне и тот факт, что цифровизации в первую очередь проходит в крупном бизнесе, малые и средние предприятия отстают по темпам внедрения.

4.Все ли процессы нужно и можно оцифровать?
В принципе, с развитием технологий, в скором будущем большинство процессов будет оцифровано.
Вопрос в том, какие инвестиции будут необходимы для этого.
К примеру, в ритейле, где наряду с крупными игроками работает огромное количество малых и средних компаний, зачастую не требуется крупных вложений в создание сервисов электронной торговли, что открывает широкому кругу предприятий возможности внедрения новых бизнес-моделей для взаимодействия с потребителями.
Что касается социальной сферы (образование, здравоохранение) и государственного управления, осуществление цифровой трансформации здесь в сравнительно большей мере зависит от бюджетного финансирования.

5. Бесшовные интеграции между ведомствами, регуляторами и хозяйствующими субъектами
Принцип "одного окна" используется во многих отраслях и в принципе зарекомендовал себя как вполне жизнеспособный. Поэтому бесшовные интеграции между ведомствами и регуляторами — это те же цифровые технологии с применением СМЭВ, блокчейна, искусственного интеллекта и т.п.
Благодаря межотраслевому взаимодействию на основе цифровизации возможно добиться полного синергетического эффекта между структурами и субъектами. Такая интеграция позволит расширить спектр возможностей всех систем, например, учёт всех запросов участников ВЭД по совершению таможенно-логистических операций на SAAS-платформе DIGITAL-VED.

6. Торговые площадки и цифровой обмен документами
Еще одним фактором, подтверждающим необходимость создания онлайн-платформ, является как раз необходимость обмена ЭДО между хозяйствующими субъектами и госструктурами.
Известно, что долгое время главным барьером являлось отсутствие роуминга между операторами ЭДО, у которых разные протоколы, методы обработки информации, стандарты формирования документов.
Здесь стоит отметить, что именно крупный бизнес нашел выход и стал развивать систему обмена документами (X5 Retail Group) сначала для развития отношений с поставщиками, а затем ЭДО вышел на новый уровень, когда операторы заключают соглашения уже между собой.
Сегодня и само государство стимулирует внедрение ЭДО на разных уровнях. Сначала ФНС для сдачи отчетности, далее госзакупки, сейчас это и ФТС с личным кабинетом, и маркировка товаров Честного знака. По факту мы видим, что система ЭДО внедряется практически во все сферы отношений.
Необходимо акцентировать внимание на том, что в России нет законодательства, которое бы стандартизировало все действия участников ЭДО.
Более того, внедрение ЭДО требует от любой компании больших затрат и перестройки внутренних процессов. Малый и средний бизнес не готов к этому. Здесь мы возвращаемся к необходимости инвестиций, созданию доступных платформ, и, конечно, к информированию и доведению до компаний преимуществ использования новых технологий, таких как, например, блокчейн-технологии.
424
Опубликовано: 03.02.2022

Оставить комментарий